Багирзаде Л.

 

Юбилейный эксклюзив


Ариф Газиев: Cегодня я смело смотрю вперед, в будущее

 

Возможно, предмет нашей беседы с известным режиссером телевидения, директором Азербайджанского государственного театра «Мугам», заслуженным деятелем искусств Арифом Газиевым многих удивит. По меньшей мере потому, что мэтр сегодня отмечает свой 70-летний юбилей, и в течение последних дней во всех поздравлениях и пожеланиях в адрес юбиляра в связи с этой знаменательной датой громче всего звучит вопрос: «Неужели 70?!». Кстати, как нам стало известно из хорошо информированных источников, этот же вопрос уже не первый день задает себе сам Ариф муаллим, который не меньше других удивляется своему солидному возрасту. И если это так, то и мы решили последовать примеру большинства и с этого же вопроса начать свою беседу с одним из тонких ценителей азербайджанского мугама Арифом Газиевым.

 

Неужели 70?!

 

– Да, представьте себе, хотя я даже не заметил, как пролетели эти годы. Кстати, на днях получил поздравительную телеграмму от своего друга из Гянджи. Он пишет, что когда одного из древних мудрецов друзья решили поздравить с 70-летием, он ответил, что прожил на земле всего 35 лет.
..?
– Друзья мудреца удивились не меньше, но он им сказал, что ровно половина его жизни прошла во сне, следовательно, в реальности он прожил всего 35 лет.
– Но для творческого человека, идеи которого неиссякаемы, даже 70 лет – не возраст. Как вы считаете, много это или мало?
– Конечно, мало. Лично я не успел реализовать и половину своих творческих замыслов.
– И это при вашей-то богатой фильмографии – более 95-ти телевизионных фильмов!
– Дело в том, что свой первый музыкальный фильм «Шур» я снял в возрасте 35-ти лет, и ровно столько же продолжаются мои бесконечные творческие поиски. Так что у меня еще слишком много нереализованных творческих замыслов, чтобы позволить себе расслабиться и делать какие-либо скидки на солидный возраст.
– Кстати, в этом году вы отмечаете еще один юбилей – 20-летие Азербайджанского государственного театра «Мугам», созданного вами в далеком 1988 году при поддержке Гейдара Алиева. Почему вы не объединили эти два праздника?

Все к лучшему

– Я в какой-то мере даже рад, что мне не удалось это сделать, видно, не зря говорят, что все делается к лучшему.
Да, в свое время создание нашего театра «Мугам» стало возможным только благодаря поддержке нашего общенационального лидера Гейдара Алиева, который как никто другой понимал его значимость в развитии нашей национальной культуры, для ее имиджа на мировой арене. Сегодня его дело в увековечении мугама продолжают наш уважаемый президент Ильхам Алиев и первая леди страны Мехрибан ханум Алиева. Развернувшийся процесс реконструкции всех театрально-зрелищных организаций в нашей столице коснулся и театра «Мугам». Благодаря помощи главы государства наш театр полностью переоснащается по последнему слову техники. В частности, здесь будет установлена новая современная система крыши типа open-close. Весь процесс реконструкции контролируется лучшими специалистами из Италии, Франции и других стран. Это мы считаем лучшим подарком к 20-летнему юбилею нашего театра и очень надеемся отметить эту славную дату в новом здании в октябре этого года.
– Людям среднего и старшего возраста свойственно с ностальгией вспоминать о прошлом. Вам это знакомо? Если да, чтобы вы хотели перенести в нашу реальность из прошлого?
– Прежде всего культуру во всех ее проявлениях. Культуру общения, сценическую культуру, определенные рамки, в которых должно идти развитие нашей национальной культуры. Раньше она развивалась в контексте общей советской культуры и, хотя нам такое положение не очень импонировало, оно берегло нашу национальную культуру от тлетворного влияния западной, иранской или турецкой. К сожалению, именно последнее имеет место сегодня во всем пространстве нашей музыкальной культуры. Такого беспредела в советское время, согласитесь, не было. Испокон веков и по сей день весь мир поклоняется азербайджанскому мугаму, а наши ханенде сегодня кощунственным образом искажают его чуждым этому жанру иранским и турецким мелосом, если вообще не додумываются исказить этот шедевр испанскими или итальянскими обертонами. Уверяю вас, если бы в нашей музыкальной культуре на протяжении двух-трех столетий ничего вообще не создавалось, нам хватило бы одного мугама. Жаль, что не все способны это понять.

Когда разрушается интерьер

… Созданный Арифом Газиевым театр «Мугам» на протяжении 20 лет является местом паломничества истинных поклонников этого жанра. И ровно столько лет он бережно хранит один из древних шедевров национального зодчества – древнее здание Караван-сарая, в котором разместился театр. Азербайджанский мугам сегодня по-прежнему восседает на пьедестале своего величия, чего, увы(!) нельзя сказать о неповторимом прежнем архитектурном облике Баку.
– Не считаете ли вы, что строительная вакханалия последних лет не только изменила до неузнаваемости облик нашей столицы, но и лишила азербайджанский мугам его родного интерьера?
– Да, разумеется, больно смотреть, как порой бездумно разрушаются архитектурные памятники нашего древнего города в угоду чьим-то интересам. Сохраняя сегодня мугам для будущих поколений, мы не имеем морального права терять город. Но, к сожалению, тем, кто сегодня безбожно делает это, никогда не понять, насколько тесно переплетаются, дополняя друг друга, чарующие звуки азербайджанского мугама и красота шедевров наших старинных строений.
– Ну, ладно, забудем о грустном. Кстати, говорят, что вы никому не раскрываете секрета своей молодости, это правда?
– Никакого секрета в этом нет. Просто на протяжении всей жизни мне везде и во всем помогал строгий самоконтроль. В определенной степени, в развитии этого качества сыграло роль, наверное, мое детство – жили мы, мягко говоря, не богато, и с раннего детства я не был приучен к излишествам – ни в еде, ни в одежде. Повзрослев, сумел понять, что излишества ничего кроме вреда принести не могут, и поэтому главным для меня в жизни было соблюдение нормы во всем. Считаю это одним из главных проявлений культуры человека, и если развивать ее в себе, то можно надежно оградиться от многих негативов в жизни и продлить таким образом свою молодость.
– Куда устремлен взгляд Арифа Газиева с высоты его «35-летнего» возраста?
– Думаю, что, перешагнув определенный рубеж в своей жизни, каждый должен наметить свой дальнейший путь. Вот и я сегодня смело смотрю вперед, в будущее, готовлюсь к юбилею театра «Мугам», с нетерпением жду дня его открытия, планирую снять новые фильмы о наших бессмертных мугамах. Более того, всем известно, как много сегодня делается в нашей стране благодаря активной поддержке первой леди Азербайджана для развития азербайджанского мугама. Мы охотно привлекаем участников конкурсов мугаматистов (причем не только лауреатов) к работе в нашем театре. Участие или тем более победа на подобных форумах для подрастающего поколения, конечно, очень важно, но не менее важно учесть дальнейшую судьбу этих ребят, многие из которых мечтают только дорасти до уровня свадебных певцов. Мы приглашаем их в школу-студию «Фархад», функционирующую при нашем театре, где они получают возможность изучить грамотную школу азербайджанского мугама и вырасти в настоящих ханенде. Так что, работы у нас, как видите, непочатый край, но мы сделаем все, чтобы наш азербайджанский мугам жил во все века.

 

Каспий.- 2008.- 17 мая.- С. 16.