Живая «Легенда...»
Композитор Ариф Меликов: «Общение с морем дает мне новые идеи»
Азербайджанская земля богата талантами. Мы гордимся Узеиром Гаджибейли, который создал первую на Востоке оперу. Высоко ценим таких выдающихся композиторов, как Кара Караев и Фикрет Амиров. Это те люди, которые создали высокое мнение об азербайджанской композиторской школе и ее традициях. Эти люди для нас остались легендой. Но есть еще один композитор, которого мы все знаем и любим. Это живая легенда азербайджанской классической музыки, выдающийся композитор современности, автор многочисленных симфоний, балетов и в том числе всемирно известной «Легенды о любви» Ариф Меликов.
– Ариф муаллим, вот еще одна весна в вашей жизни. Насколько я знаю, с весной связана, я бы сказал, великая дата в вашем творчестве.
– Да, ровно пятьдесят лет назад, тогда еще в Ленинграде, на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Легенда о любви».
– Балета, который стал вашей визитной карточкой…
– Да, с годами я еще больше это ощущаю. Благодаря «Легенде» мое творчество вышло на мировой уровень. Сотни, а то и тысячи выдающихся людей стали мне близкими, я приобрел таких друзей, как Григорович, Мерсаладзе, Майя Плисецкая, и многих других великих личностей.
С тех пор было более шестидесяти премьер. Также спектакль живет и благодаря многочисленным гастролям. Например, гастроли Большого театра в США или Бразилию.
– Вы часто присутствуете на гастролях своего балета?
– Да, многие театральные импресарио хотят, чтобы автор произведения также присутствовал вместе с театральной или балетной труппой, невзирая на то, что это большие расходы для них. Но зато, помимо балета, они показали зрителям еще и живого автора.
– Вашему балету уже пятьдесят лет. И уже полвека восходят его новые звезды, спектакль молодеет, новое дыхание молодых исполнителей придает спектаклю свежесть…
– Спектакль не стареет, так как через каждое определенное время в тех театрах, на сценах, на которых идет этот спектакль в первозданном варианте, я имею в виду музыку, хореографию, все остальное меняется: меняются исполнители, могут меняться декорации. Спектакль живет, и каждый раз, когда меняется состав, это становится очередной премьерой для этого балета.
– «Легенда о любви» ставился в Украине, Югославии, Чехии, Германии, России, Турции. И до сих пор многие крупные театры держат этот спектакль в репертуаре. Почему этот замечательный балет отсутствует на сцене Азербайджанского театра оперы и балета?
– Я не знаю… Можно спать целый год и не знать, что в мире происходит. Но спать пятьдесят лет и не знать, что по всему миру, на самых лучших сценах идет балет «Легенда о любви» своего, азербайджанского, композитора, – это уж слишком. Я помню наш театр в 60–70-е годы, помню эту великолепную труппу, которой позавидовал бы любой столичный театр того времени. Но, может быть, когда-нибудь найдется тот человек, который будет руководить Театром оперы и балета и поймет, насколько важно иметь в репертуаре спектакль, который гремит по всему миру.
– Ариф муаллим, почему у вас так мало песен?
– Это не мой жанр, но так как мне приходилось писать музыку для кино и для театра, появлялись некоторые песни. Многие мои песни в основном впервые прозвучали или в кинофильмах, или же в театральных спектаклях. Вот песня «Гюллерим» была написана для спектакля «Эхо» («Экс-седа»), затем «Чых яшыл дюзе» для кинофильма. Так постепенно накапливались песни.
– У вас была большая работа с Рашидом Бейбутовым. Вы ему здорово помогли, когда он открывал свой театр…
– Я тогда лежал в больнице, и он пришел ко мне с букетом цветов и стал просить, чтобы я написал ему развернутую песню. Так и появилась песня «Азербайджан» на слова Самеда Вургуна с русским переводом. Он этим открывал свой Театр песен. Помимо этой песни я написал «Гимн Солнцу», «Страницы Жизни». Фактически я составил весь репертуар, он только добавил туда несколько песен из «Аршин мал алана».
Потом мои песни пели и Шовкат Алекперова, и Зейнаб Ханларова. Для Зейнаб Ханларовой написал несколько песен. Очень люблю, как она поет мою «Колыбельную».
– Ариф муаллим, несмотря на то, что вам все время предлагали жить, работать за границей, вы не покинули свою родину и продолжали работать, жить и творить в Азербайджане. Я знаю, что вы очень любите Баку. А какая часть города вам особенно близка?
– Это улица Мустафа Субхи, что за мечетью «Тязя Пир». Я там родился и вырос. С этой улицей у меня связано много хорошего: друзей вспоминаю, некоторых из которых уже нет в живых. И еще, как и каждый бакинец, я очень люблю наш бульвар, очень люблю море. Общение с морем дает мне новые идеи и силы.
Азербайджанский
конгресс.- 2011.- 8 апреля.- С. 12.