Из математики в прозу

Секретарь Союза писателей, переводчик и журналист Рашад Маджид рассказывает "Эхо" о творчестве, "брендовых" людях и молодых писателях

Л.Намазова

- Как вы пришли в литературу? С какого возраста начали писать? В чем вы видите основную функцию литературы в наше время?

 

- Первые стихи я написал в 7 лет. Интерес к литературе у меня проснулся именно в эти годы. Но я учился в Баку в школе с физико-математическим уклоном. Я очень хорошо знал математику, и мои родные хотели, чтобы я стал математиком или экономистом. Но в 9-10 классах в годы учебы в Баку интерес к поэзии и литературе взял верх. Я начал писать стихи, читал много книг. В нашем доме в Агдаме была очень большая библиотека, одну часть которой собрал мой отец, а вторую - я. Однажды, когда мы ехали из Баку в Агдам, отец настаивал на том, чтобы я стал математиком. А я в ответ всю дорогу из Баку в Агдам в течение четырех часов наизусть декламировал стихи Мамеда Араза, Бахтияра Вагабзаде, Гусейна Арифа и других поэтов. Отец очень удивился, что 15-летний подросток знает наизусть столько стихов. В этот период в моей жизни очень важную роль сыграл народный поэт Азербайджана Гусейн Ариф. Он был другом моего дяди. Как-то мы с дядей пошли к нему в гости. Дядя попросил его послушать мои стихи и сказать свое мнение по поводу того, стоит ли мне дальше заниматься литературой. Гусейн Ариф послушал мои стихи, и они ему понравились. Он сказал, что я настоящий поэт, человек из мира литературы, и что я должен заниматься литературной деятельностью, а не экономикой или математикой. С этого момента решилась моя судьба. Я связал свою жизнь с журналистикой, потом начал работать корректором в журнале "Наука и жизнь". Позже я работал в других газетах, в 92 году я учредил газету "525" и на данный момент являюсь ее главным редактором. Также я являюсь членом Совета по прессе, членом Наблюдательного совета Фонда государственной поддержки прессы и множества других организаций. Все это я совмещаю с должностью секретаря Союза писателей.

 

Что касается вопроса об основной функции литературы, то я считаю, что литература - это искусство, которое очищает душу человека, его внутренний мир. Литература заставляет нас думать, чувствовать, сопереживать. С другой стороны, литература - это божественный, пророческий вид искусства, которое сообщает нам о будущем, предсказывает будущее. Я считаю, что если бы не было литературы, общество было бы очень уродливым, безобразным.

 

Но моя творческая судьба сложилась таким образом, что в последнее время я несколько отдалился от литературы и больше занимаюсь журналистикой. В конце 80-х - начале 90-х годов произошли очень серьезные события в жизни нашей страны. Я имею в виду и карабахские события, и приобретение нашей страной независимости, и оккупацию наших земель. Город, где я родился, и города, в которых я жил, были оккупированы армянами. Я очень тяжело переживал все эти события. Это отразилось и на моей судьбе: я отдалился от литературы и примкнул к публицистике. Но несмотря на это, у меня издано несколько книг. Мой рассказ "10 сентября" переведен на 20 языков мира и был издан во многих странах. Я - автор 4 книг. В последнее время я снова стал заниматься поэзией, написал несколько стихов.

 

- Вы как секретарь Союза писателей работаете с молодыми писателями, продвигаете их. О каких направлениях деятельности Союза писателей в этой области вы можете рассказать?

 

- В 2004 году состоялся одиннадцатый съезд Союза писателей Азербайджана. Тогда наш уважаемый председатель народный писатель Азербайджана Анар предложил мне пост секретаря Союза писателей по работе с молодежью. Для меня это предложение было очень неожиданным, и очень приятным. Правда, я был знаком с Анар муаллимом с молодости, часто виделся с ним. Он высказал очень ценные мысли обо мне и "525"-й газете. Я с детства любил Анар муаллима, читал его книги, смотрел фильмы. Он всегда был для меня существом божественным. Работать вместе с ним было для меня огромным счастьем. Когда в 2004 году я начал работать в Союзе писателей, здесь практически не было молодых писателей. Большинство молодых писателей находились в оппозиции к Союзу писателей. Мы начали работу с молодежью, поменялся руководящий состав журнала "Улдуз", туда были назначены молодые писатели. И через какое-то время нам удалось привлечь молодых писателей в нашу организацию. И сейчас у нас очень много молодых талантливых писателей, членов Союза писателей. По указу президента Азербайджанской Республики уважаемого Ильхама Алиева уже более 4 лет писателям выплачивается президентская стипендия. Каждый год 20 молодых писателей получают президентскую стипендию. Эта стипендия - очередное доказательство внимания и заботы нашего уважаемого президента к деятелям искусства. И я уверен, что среди этих молодых стипендиатов есть те, которые через 10-20 лет скажут свое слово в литературе, станут символами азербайджанской литературы.

 

- Вы известный журналист, публицист, являетесь редактором газеты "525". Как вы оцениваете состояние современной журналистики? Что вы можете сказать о периодической печати? Какие проблемы в сфере современной журналистики вы можете отметить?

 

- Моя жизнь связана с журналистикой, я очень люблю эту работу и всегда получал удовольствие от журналистской деятельности. В Азербайджане был период, когда у нас была очень сильная пресса. Но в последнее время наша пресса переживает определенные трудности экономического характера. Поэтому Совет по прессе обратился к государству с просьбой оказать поддержку прессе, и по указу президента Ильхама Алиева был создан Государственный фонд по поддержке прессы. Этот фонд финансирует различные проекты. Но тем не менее, наша пресса остается все еще слабой. Здесь нужно отметить и проблемы экономического характера, и проблему профессионализма кадров, и проблему необъективности, отсутствия оперативности. Поэтому я не могу дать высокую оценку уровню нашей прессы. С другой стороны, мы живем в эпоху, когда зарождается "новая журналистика", появляются интернет-медиа, различные сайты и социальные сети. Этот процесс идет с такой скоростью, что мне трудно сказать, будет ли через 2-3 года печатная пресса, газеты и журналы или нет. Но в любом случае, какой бы ни была журналистика, электронной, печатной, или аудиовизуальной, я считаю, что главное - профессионализм журналистов, их умение правильно и объективно донести до общества нужную информацию.

 

Недавно в Баку прошел форум, в рамках которого состоялся семинар под названием "Социальные сети - каждый может стать журналистом". Я тоже участвовал в этом мероприятии и в разговоре с главным редактором газеты "Эхо" Рауфом Талышинским я сказал: "Рауф муаллим, если здесь обсуждается, что сейчас действительно каждый может стать журналистом, то нам здесь делать нечего". Я не думаю, что каждый человек может стать журналистом. Настоящий журналист, с моей точки зрения, должен обладать набором определенных качеств. Конечно, с одной стороны хорошо, что сейчас существует множество социальных сетей и у каждого человека есть возможность высказаться. Это - показатель свободы слова в демократическом обществе. Но с другой стороны, с точки зрения профессионализма, это портит нашу журналистику, снижает ее уровень, делает ее некачественной. И этот аспект вызывает лично у меня серьезное беспокойство за будущее нашей журналистики.

 

- Вы были активным членом жюри проекта "Национальная книжная премия" (НКП). Потом вы и Чингиз Абдуллаев - секретари Союза писателей - отказались от членства в жюри. Об этой премии ходит много разных слухов. Многие осуждают ее за необъективность: например, писатель Натик Расулзаде публично отказался от НКП, когда ему присудили третье место. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к этой премии, к скандалам и слухам, развернувшимся вокруг нее...

 

- Два года назад, в 2009 году ко мне обратилась Нигяр Кочарли. Она предложила мне проект, идея которого мне очень понравилась. По ее словам, этот проект должен был служить пропаганде и популяризации нашей литературы, в то же время он был направлен на увеличение спроса на книги. Я как секретарь Союза писателей в рамках этого проекта вместе с Нигяр побывал во многих регионах нашей страны, участвовал в мероприятиях, направленных на популяризацию "Национальной книжной премии". Я считал, что этот проект действительно послужит на благо нашей литературе. В первый год первое место на этом проекте присудили Эльхану Гарагану. Это молодой человек двадцати лет, он является членом Союза писателей и членом "Школы молодых литераторов". Тогда все подумали, что я сыграл роль в том, что ему дали первое место. Хотя я об этом ничего не знал и даже не ставил ему высокую оценку. Конечно, то, что молодому человеку было присуждено почетное первое место, это очень радостный факт. Я считаю, что это сыграло немалую роль в возрастании интереса молодежи к литературе. А во второй раз, с моей точки зрения, результат был несколько необъективным. Среди членов жюри были созданы определенные группировки, которые целенаправленно сделали Парвиза обладателем первого места. Я считаю, что это было неправильно. Нельзя было такой интересный проект превращать в поле для реализации групповых интересов. Поэтому я и народный писатель Чингиз Абдуллаев отказались от членства в жюри. Я не знаю, будет ли в этом году снова проводиться эта премия, но я бы хотел, чтобы этот проект продолжался. Несмотря на то, что я уже не являюсь членом жюри данного проекта, мне очень хотелось бы, чтобы Нигяр ханым учла предыдущие ошибки и внесла изменения в состав жюри. Жюри должно состоять из людей, которые бы читали участвующие в проекте книги и давали бы им объективную оценку.

 

- А разве бывает так, что члены жюри, не прочитав книгу, дают ей оценку?

 

- Да, конечно. В составе жюри было очень много "брендовых" людей, у которых попросту нет времени читать книги, которые вошли в финальную десятку. Они спрашивают об этих книгах у других людей, а те просят их поставить тому или иному участнику определенный балл. В результате получается необъективная картина. Я против таких вещей. Я считаю, что члены жюри в обязательном порядке должны читать книги, вошедшие в десятку, для того, чтобы дать им объективную оценку. И я хочу, чтобы, несмотря на нашу отставку, Нигяр Кочарли продолжила этот проект. Я желаю ей успехов в этом деле.

 

 

 

 

Эхо.- 2011.- 15 ноября.- С.8.