Кямиль Наджаф оглу Наджафзаде (1929–2011)

 

Народный художник Азербайджана Кямиль Наджафзаде был одним из первых профессиональных художников кино Азербайджана.

Окончив в 1948 году Художественное училище им. Азима Азимзаде и в 1955 году художественный факультет Всесоюзного института кинематографии в Москве, Наджафзаде приступил к работе художника-постановщика на киностудии "Азербайджанфильм". Большинство фильмов, в создании которых он принимал участие, вошли в Золотой фонд азербайджанского кинематографа. Среди них "Черные камни", "Двое из одного квартала", "На дальних берегах", "Наша улица", "Я буду танцевать", "Улдуз", "В одном южном городе", "Послезавтра в полночь", "Гачаг Наби" и многие другие.

Кямиль Наджафзаде плодотворно работал и как театральный художник, создав визуальный фон десятка спектаклей, которые ставились в бакинских театрах.

Его творчество довольно многогранно. За свою плодотворную творческую жизнь мастер кисти создал много прекрасных работ в самых различных жанрах изобразительного искусства.

Среди великолепных полотен Кямиля Наджафзаде есть немало портретов – ярких и запоминающихся пейзажей, которые хочется подолгу рассматривать и ощущать тепло абшеронских просторов, шум волн или особый колорит азербайджанской провинции.

Художнику посчастливилось объездить почти все регионы Азербайджана в поисках столь необходимых для кинофильмов лирических, романтических уголков природы. Создавая предварительные эскизы, он естественным образом трансформировал их впоследствии в законченные композиции, так что сады и виноградники, эйлаги, покрытые сочной травой, и белоснежные вершины гор, бурные горные реки и глубоководные озера, чащи лесов и скалы, будучи первоначально фактурой для того или иного фильма, оставались навсегда запечатленными кистью художника.

Впоследствии он объединил свои пейзажи в серию «Азербайджан – мать-родина». Природу можно запечатлеть по-разному – выявляя цветовые и световые отношения, живописные нюансы, подчеркивая силой воображения экспрессию красок, формы или же скрупулезно выписывая детали, подробности естественной среды. Кямиль Наджафзаде скорее видит ее взглядом художника кино, изображает с документальной достоверностью кинообъектива. Вместе с тем он умеет найти мотивы, вызывающие у зрителя чувство любви к родине, к родной природе, заботу о ее чистоте и красоте.

Трудно сказать, сколько пейзажей за свою большую творческую жизнь создал художник. Очевидно одно: любой запечатленный им уголок природы предстает настолько композиционно выверенным, насыщенным тонкими колористическими нюансами, что оставляет впечатление своей абсолютной уникальности.

Удивительно, как при этом художник, в служебные обязанности которого всегда входила достоверная передача деталей, сохранил в себе дар художественного обобщения, так что при всей натурной достоверности каждый пейзаж, созданный Наджафзаде, несет на себе печать его индивидуальности.

Значительное место среди пейзажных мотивов занимает Каспий. Водная гладь, отражающая лучи восходящего солнца или лунную дорожку, чайки над морем, слегка покачивающиеся лодки – все это, безусловно, дает богатую пищу для фантазии художника. Таковы пейзажи «Лунный луч», «Лодки в лунную ночь», «Полдень» (один из вариантов, 75х55), «Нефтяные конструкции», «Серый день», «Старые корабли», «Утро с птицами», «Черные камни» и др.

Кямиль Наджафзаде стал активно участвовать в различных выставках начиная с 1946 года. Его произведения хранятся в музеях и частных коллекциях США, Японии, Турции, России, Германии, Францииак в одном из интервью заявлял сам Наджафзаде, он отдал всю жизнь искусству и часто старался делать то, на что многие не решались, не боялся экспериментировать и никогда не находился в творческом простое.

 

Азербайджанский конгресс.- 2014.- 8 августа.- С.16.