Ашраф Мурад (1925-1979)

 

Сладостная красота красок, рожденных его палитрой, совершенство колорита может сравниться лишь с колоритом красок старинных азербайджанских ковров и тирме.

 

И именно отсюда, из глубины и сочетания цветов, а не из стилизованного по форме подражания традиционным народным видам искусства, рождается национальный характер творчества Ашрафа Мурадоглы. Это отчетливо можно видеть на картинах "Отец и сын", "Музыканты", где образы, лишь обозначенные силуэтами, создают впечатление лаконичного обобщения. На холсте "Отец и сын" пульсация густого красного цвета так разлита по всей композиции, что кажется - картина дышит. Краски словно материализуют духовные нити, объединяющие отца и сына, свидетельствуют о связи поколений, кровной близости. То же бесконечное изобразительное и художественное богатство отличает работы Ашрафа, созданные на традиционные темы. Образы знаменитых людей на картинах "Ленин в Смольном", "Тегеранская конференция", "Портрет Терешковой", "Наполеон" лишены привычной патетикиля воссоздания образов  Рузвельта, Черчилля и Сталина в картине "Тегеранская конференция" художник обращается к стилю монументальной живописи. Поэтому полотно напоминает мексиканские настенные росписи. В центре диагональной перспективы картины Сталин. Возвышающийся над остальной группой он тянет руку к пачке "Беломора". Всем известно, что Сталин курил папиросы "Герцеговина Флер". Но художник не случайно изобразил на картине именно "Беломор". Тем самым он отсылаетнас к строительству Беломорканала, заложившего основу системы лагерей, на которую опирался коммунистический режимортреты, созданные Ашрафом Мурадоглы, всегда вырывались из густых красок, составляющих фон композиции. Все светлое на картинах сконцентрировано в контурах самих портретов. Его персонажи  освещены красками, словно актеры на сцене светом рампы. Это проистекает из чисто эпического восприятия героя. В героях Ашрафа Мурадоглы ощущается постоянное напряжение, сопротивление. Они в состоянии непрекращающейся борьбы со средой, с фоном. Так фигуры на его женскихпортретах, изображенные резкими мазками, кажется, вот-вот могут сломатьсяднако благодаря какой-то внутренней силе они возносятся вверх и крепко держатся в пространстве без всякой опоры. Это психологические прототипы художника, приговоренного к падению, однако крепко стоящего на ногах благодаря духовным силамго образы, читаемые как крик из мрака, несущие на себе груз далекого, таинственного мира, своего рода "вещи в себе", запертые в стихии живописи.Обычно в верхней части картин Мурадоглы мы видим тонкую линию свободного пространства. Эта на первый взгляд необъяснимая деталь на самом деле уводит композицию в бесконечность. Словно художник тем самым связывает каждое конкретное событие, каждый свой сюжет с космосом. Для достижения большей выразительности красок художник накладывал их на холст густыми, плотными мазками.

Одной из наиболее выразительных его картин можно считать "Море вечерней порой"ольше половины композиции полотна занимает мазутно-темное море. Фигурки

людей, данные отдельными, еле различимыми мазками, словно прорезают тьму, надвигающуюся с небес на море. И этот мрак, готовый в любой миг поглотить море,  отталкивают светлые краски берегаазвание "Канада - далекая страна" на первый взгляд не имеет ничего общего с самой картиной. На полотне комбайн, прорезающий золотое, словно сотканное из солнечных лучей, бескрайнее поле пшеницы, уходит в нарисованное в самых густых тонах фиолетового небо.

Композиция эта создана в 1976 году. Именно в это время забросивший покорение целинных земель СССР стал закупать зерно из далекой Канады. Против этой глупой

расточительности и протестует художник своей картиной, воспевающей родную землю и ее нивы.

 

А как наглядно передает он дары родной природы в своих натюрмортах. Здесь краски струятся по холсту, словно сок плодов, изображаемых художником. Дыни на его картине "Дыни" подобны лучам солнца, напитавшего их своим жаром. Арбузы словно источник жизни, впитавшие в себя кровь заката ("Арбузы"). Фонтан на картине "Фуникулер" - мечта изнывающего от жажды человека. И все это результат буйной страсти мира художника.

 

 Азербайджанский конгресс.- 2014.- 27 июня.- С.16.