Влюбленный в театр

 (к 160-летию со дня рождения драматурга и публициста Наджаф-бека Везирова (1854-1926)

 Родился Наджаф-бек Везиров в Шуше в бедной семье - отец болен, нетрудоспособен, все заботы несла мать. В 12 лет его отдали в религиозную школу - медресе. Там будущий драматург научился читать Коран. Через год он был определен в Шушинское городское училище. "Здесь поручили одному ученику ознакомить меня с русской азбукой на картонках. Мой учитель по имени Мыкиртич, часто без моей вины, так, по привычке, колотил меня то рукой, то картонкой. Я не выдержал, бросил училище", - вспоминал Наджаф-бек впоследствии. Родители видели в парне мирзу - писца, а потому попросили одного из родственников заниматься с ним грамматикой. Однако у юноши были свои планы на будущее.Чтобы продолжить учебу, он в 1868 году приехал в Баку. Здесь его приняли во второй класс реальной гимназии. "О географии, естественной истории понятия не имел, приняли меня, как говорили в гимназии, благодаря моей бойкости", - говорил Наджаф-бек. В первое время он жил у двоюродного брата, а через год его приняли в пансион на казенный счет. Через шесть лет Наджаф окончил реальную гимназию с серебряной медалью.Именно в период обучения в гимназии в жизни молодого человека произошло событие, которое оказало огромное влияние на его дальнейшую судьбу. 12 сентября 1873 года он, ученик шестого класса, впервые посетил театр, который произвел на него сильное впечатление. "Я понял его значение", - писал он через 40 лет. Буквально на следующий день Наджаф обратился к преподавателю гимназии Гасан-беку Меликову с вопросом: "Есть ли у нас на татарском языке какие-нибудь драматические произведения и можем ли мы устроить спектакль?" Ответ был положительным. Для постановки спектакля была выбрана пьеса Мирзы Фатали Ахундова "Гаджи Гара".В первом в истории этого театра азербайджанском спектакле Наджаф играл как мужскую, так и женскую роли. И вот наступил долгожданный день. Посмотреть на игру гимназистов пришел бакинский губернатор Старосельский. Спектакль прошел на “ура”. В тот же вечер Гасан-бек Меликов послал телеграмму М.Ф. Ахундову в Тифлис, в которой говорилось о постановке его пьесы. В ответном письме выдающийся драматург благодарил учеников и сообщал, что этим они продлили ему жизнь на 10 лет.Под впечатлением сыгранной пьесы у молодого Наджафа возникает желание писать самому. Первое его произведение, появившееся в ученические годы, - это драма из школьной жизни "Эти сенин, сюмюйу меним" ("Мясо тебе, кости мне"), высмеивающая пороки системы воспитания и обучения, которые действовали в медресе. Затем были написаны драма "Гарагюнлю" ("Несчастная"), а также несколько пьес, не дошедших до нас.

 Жажда к просвещению

 Обучаясь в старших классах гимназии, Наджаф одновременно давал частные уроки и тем самым копил деньги для продолжения обучения. За два года набралось 600 рублей. С этой суммой он в 1874 году выезжает в Петербург для поступления в местный университет. Но учиться в столице ему так и не довелось. В Петербурге он заболел лихорадкой, и по совету врачей ему пришлось оставить этот город. Тем не менее такой поворот событий не повлиял на его желание получить высшее образование. Наджаф поступает в Москве в Петровскую земледельческую и лесную академию. Кроме того, он успешно сдает экзамен на получение стипендии и тем самым обеспечивает свое обучение в предстоящие четыре года.  В 1875 году в Баку начинает выходить первая газета на азербайджанском языке "Экинчи" ("Пахарь"). Наджаф становится постоянным автором газеты, посылая материалы из Москвы. Его статьи были всегда злободневны и остры: "Когда я сижу один, я думаю, что будет с нами в будущем и когда мы подумаем о своем печальном положении. Нет у нас единения, нет у нас культуры, нет у нас школ. Разве кавказские мусульмане не могут собрать 20 тысяч рублей для открытия школы? У нас имеются такие беки, которые в одну минуту проигрывают сто рублей, или у нас такие ханы, которые для угощения "Иван Ивановича" расходуют тысячу рублей. Чтобы понравиться ему, дарят все, что тот пожелает. В каждом городе и селе Кавказа имеются люди, которые в честь "апостолов" устраивают поминки, приглашают мулл с толстыми шеями, купцов в высоких папахах, гаджи с широкими поясами, одетых в золото беков и ханов, кормят их пловом и поят чаем. Неужели такие поминки признаются праведными, а открывать школы для бедных детей грешно?"После окончания академии Наджаф работает лесничим в урочище Дилижан в Эриванской губернии, местечке Газах. Однако ему приходится оставить эту работу. "Лучший из всех вузов - Петровская академия - своим именем пугала бюрократов, воспитанники академии считались вольнодумцами. Сделался жертвой и я, служа лесничим. Бог свидетель, без вины. Гордясь и утешаясь, что я "петровец", я мог перенести несправедливости "за популярность среди населения", - заметил он в автобиографии.В 1895 году Наджаф возвращается в Баку, сдает экзамен на частного поверенного и занимается адвокатской практикой до 1903 года, когда становится секретарем Бакинской городской Думы. Секретарь городской Думы избирался на четыре года. В должности секретаря городской Думы Наджаф-бек был 10 лет, вплоть до 1913 года. Современники отмечали в Наджаф-беке Везирове предельную честность, искренность, безудержное стремление к просвещению, пробуждению народа.

 Бескорыстие

 Везиров никогда не брал гонораров за свои труды, будь то литературные произведения или публицистические статьи. Будучи секретарем городской Думы, Наджаф-бек получал жалованье в 3600 рублей в год. Тем не менее он оставил эту должность с тем, чтобы стать заместителем председателя училищной комиссии городской Думы с окладом 3000 рублей в год. Он прекрасно понимал, что на новом месте может принести больше пользы обществу, народу. В сравнении с этим потеря в заработке для него была ничтожной.Высшая оценка его человеческим и литературным качествам была дана во время торжества по случаю юбилея – 40-летия творчества. Инициатором чествования писателя выступило мусульманское просветительское общество "Сяфа". Был создан юбилейный комитет во главе с почетным председателем Гаджи Зейналабдином Тагиевым. Приглашения принять участие в праздновании торжества были разосланы мусульманским благотворительным организациям России, а также имеющимся в Баку благотворительным организациям без различия вероисповедания и национальности. Мероприятие состоялось 15 ноября в театре Тагиева. С поздравительными речами выступили Мамед Эмин Расулзаде, Нариман Нариманов, выступивший от имени астраханских благотворительно-просветительских обществ. Прислал телеграмму и друг студенческих лет писатель Владимир Короленко: "Привет от старого товарища, пожелание долгой работы".

 

Поздравили Везирова с юбилеем представители обществ "Сяфа", "Нешр-Муариф", "Ниджат", закавказского муфтия, мусульманских организаций Оренбурга, Уфы, Поволжья и других центров России.Юбилейным комитетом было выручено около 7000 рублей, однако от собранных в его честь денег Везиров отказался. Он попросил направить их профессиональной школе, которую намеревалось открыть в ближайшее время общество "Сяфа".“Я дервиш и им останусь до могилы", - сказал он чествовавшим его поклонникам.

Азербайджанский конгресс.- 2014.- 14 ноября.- С.11.