Мелодия в 23 аккорда

 

...Это было давно, так давно, что уже почти никого из тех, кто помнит эти события, нет на свете... Красивый молодой человек, повелитель мелодий, больше всех любил одну из них – щемяще-нежную «Сары гялин». Знаменитый композитор, сыгравший громадную роль в становлении азербайджанской классической музыки, мало жил, но очень многое успел. Его имя Асаф Зейналлы. 5 апреля 2009 года ему исполнилось бы 100 лет (1909–1932).

К короткой, но поистине блистательной музыкальной деятельности Асафа Зейналлы применительно определение «первый»... Он был первым азербайджанским композитором, получившим профессиональное образование в стенах Азербайджанской консерватории. Являлся автором первых романсов, фортепианных и скрипичных миниатюр, а также первых образцов симфонических произведений.

 

Его жизнь состояла из 23 звонких лет, и практически каждый год был наполнен плодотворной и вдохновенной работой. С раннего детства он зачарованно «вдыхал» народные мелодии, слушал пение своей матери, аккомпанирующей себе на гармони. В семь лет самостоятельно определил себя в школу, одновременно учась игре на кларнете и пению в детском хоре... А несколькими годами позже уже выступал в городском парке в составе самодеятельного духового оркестра...

 

Все это происходило в городе Дербент, где родился будущий композитор. После переезда в Баку в 11 лет Асаф Зейналлы поступает в военную школу. Но занятия музыкой он не прерывал. Муза Асафа Зейналлы, напротив, зазвучала еще громче. В военной школе наряду с другими предметами он изучил азы нотной грамоты и даже научился играть на трубе... Одним словом, использовал любую возможность совершенствовать свое музыкальное образование и мастерство. Потом было музыкальное училище, носящее по сей день его имя. Были годы учебы в Азгосконсерватории, преподавание в ней же (он вообще очень рано начал преподавать, проявив и в этом немалый талант). Было и тесное творческое общение с легендарным Узеиром Гаджибековым, у которого молодой музыкант очень многому научился, а позже сам делился с мастером знаниями и опытом, полученными в Ленинграде...

 

Ленинград... Этот город занимал очень важное место в жизни Асафа Зейналлы. Причем не только и даже не столько творческой, сколько личной... Именно здесь, на берегу Невы, он встретил свою первую и единственную любовь – девушку неписаной красоты, навсегда поразившую сердце музыканта. Увы, любовь оказалась хоть и взаимной, но несчастной – родители с обеих сторон были решительно против брака своих детей, принадлежащих к разным национальностям и религиям. И именно с тех пор Асаф Зейналлы часто и самозабвенно исполнял народную песню «Сары гялин», рассказывающую о трагической истории любви юноши-азербайджанца к светловолосой девушке. Существует несколько версий происхождения этого песенного шедевра. Кто-то относит его рождение ко временам Шаха Исмаила, участие же Зейналлы ограничивается аранжировкой, кто-то настаивает на его абсолютном авторстве, кто-то на авторстве слов, кто-то полагает, что А.Зейналлы положил эту красивую народную песню на ноты, отшлифовал ее, пропустив через себя. Достоверно одно: «Сары гялин» было любимейшим и наиболее часто исполняемым произведением Асафа Зейналлы.

 

Основная особенность творчества Зейналлы – глубокая и органичная связь народной музыки с революционной новизной. Он подбирал «скрипичные ключи» в музыкальное будущее своей страны. «У ашугов мы многому можем научиться – умению волновать массы, умению вести массы за собою», – писал Зейналлы в своем докладе «Пути развития пролетарской музыки в Азербайджане». Если с пониманием отнестись к обязательным оборотам и особой в те времена лексике, то дивишься, насколько точно охарактеризовал народную азербайджанскую музыку композитор.

 

Асаф Зейналлы – родоначальник многих жанров, в частности, уже упомянутых азербайджанских романсов. Один из них – патриотический романс «Олкем» («Страна моя») – до сих пор является одним из самых любимых вокалистами. Языком своей музыки Асаф Зейналлы стремился раскрыть внутренний мир человека, его мысли, чувства. Его романсы – лирический монолог, искренний рассказ о самом сокровенном: о любви, будь то любовь к родине или к женщине...

 

Велика заслуга Зейналлы и в становлении национальной фортепианной музыки. Именно он впервые наглядно использовал в своем фортепианном творчестве фольклор, синтезировав его национально-характерные черты с традициями классической фортепианной музыки.

 

Он активно сотрудничал с театром, писал музыку к драматическим постановкам, таким как «Дочь Индии», «Янгын» («Пожар»), «Севиль», «Тайная рука», «В кровавой пустыне» и т.д. Со временем у него появилась идея объединить наиболее интересные из этих мелодий в одно целостное произведение. Так появилась симфоническая сюита «Фрагменты», в отдельных частях которой композитор использовал тематический материал театральных постановок. Это наиболее масштабное и значительное произведение Асафа Зейналлы, которое, кроме того, является одним из первых в истории азербайджанской музыки произведением для симфонического оркестра.

 

Он повсюду умел находить мелодии, «огранять» алмазы совершенно случайных звуков, превращая их в бриллианты...

 

Асаф Зейналлы умер в 23 года от тифа, которым заразился во время своего беззаветного служения музыке – болезнь «подкараулила» его в одном из районов страны, куда он отправился вместе с другими музыкантами с концертами.

 

Сегодня имя Асафа Зейналлы у всех на устах, прежде всего благодаря музыкальному училищу, долгие годы носившему его имя, – львиная доля всех азербайджанских музыкантов, в том числе и самых прославленных, является выпускниками этого учебного заведения. Произведения Асафа Зейналлы все так же востребованы, как и при его жизни, а его достижения и открытия являются одним из краеугольных камней, на которых держится весь храм азербайджанской классической музыки.

 

  

Нигяр МУСАЕВА

 

Азербайджанский конгресс.- 2009.- 3 апреля.- С. 11.