Человек есть тайна во все времена 

 

Успех спектакля «Братья Карамазовы» в РДТ обеспечили все его компоненты

 

С огромным успехом в минувшие выходные в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна прошла премьера поставленного заслуженным деятелем искусств Азербайджана режиссером Ираной Тагизаде спектакля «Братья Карамазовы» по одноименному роману Федора Достоевского.

Успех тем более весомый, что «обеспечили» его все компоненты спектакля — от драматургии великого автора, талантливого режиссерского и актерского прочтения материала до космически мудрой сценографии Татьяны Мельниковой, проникновенного музыкального аккомпанемента Владимира Неверова и поистине высокохудожественного светового сопровождения Рафаэля Гасанова.

Однако — позволим себе заметить тут же и не вскользь, — речь идет о спектакле, в праве на появление которого на сцене РДТ сомневались обыватели, утверждавшие, будто в театр люди ходят отдохнуть, расслабиться и посмеяться, а «тяжелый» роман «Братья Карамазовы» нам абсолютно ни к чему. При том, что Достоевский не нуждается в защите, а оба представления завершились шквалом зрительских аплодисментов, можно было и не прибегать к такой форме рассказа о премьере, как доказательство от противного. Но очень уж не хочется оставлять без ответа входящую в обиход привычку с появлением анонса «заботиться» о публике, освобождая ее, в том числе и здравомыслящую ее часть, от бремени облагораживающих личность раздумий о смысле и способах существования, о самоценности театра.

Да и зачем молчать, если даже недавняя история РДТ демонстрирует абсолютно предсказуемую приверженность его творческого состава высоким образцам театрального искусства. Если на блестяще сделанную Ираной Тагизаде «12-я ночь, или что вам угодно» У.Шекспира зрители с явным удовольствием ходят уже 12-й год, а ее же постановка «Трамвай «Желание» по пьесе Теннеси Уильямса востребована шестой год. Восьмой год волнует наших зрителей и восхищает профессионалов даже на международных фестивалях поставленная народным артистом Азербайджана Александром Шаровским «Чайка» А.Чехова, огромным успехом пользуется сложнейший шекспировский «Король Лир».

Ставшие визитной карточкой национальной сцены, эти спектакли красноречиво характеризуют РДТ и позволяют утверждать, что здесь умеют ставить классику и с пиететом относятся к публике.

С благоговением приступая к «Братьям Карамазовым», начали с того, что на красочно оформляемых с некоторых пор в этом театре программках как доминанту напечатали в качестве эпиграфа к спектаклю цитату из Ф.М.Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» — пусть об этом знают все. Логично, что и спектакль режиссер начинает с темы «человека» — короткой сценой из библейской притчи о том, как «Человек родился», то есть прологом, с первых аккордов вводящим зрителей в обобщенный мир проблем и образов, практически предвосхищающих ответ на вопрос, о чем «Братья Карамазовы» и о чем спектакль…

Вопреки опасениям далеких от театра любителей развлекаловки выносимая на сцену инсценировка П.Хомского по роману Достоевского — это не многостраничные, практически философские трактаты о сути бытия, чтение которых не по силам иным верхоглядам, а абсолютно житейские истории с полнокровными участниками-персонажами, к страстям которых никогда не остаются равнодушными зрители. К тому же автор, а вслед за ним и театр говорят с обществом о глобальных проблемах, горячо желая уберечь мир от беды, а человеку указать достойный путь. Каждый по-своему.

В коротком, буквально на ходу интервью Ирана Тагизаде четко обозначила круг проблем, которые считает самыми важными для осмысления выбранного ею для постановки по заказу Министерства культуры и туризма Азербайджана произведения и, как теперь уже видно, о многом сказала собственным прочтением гениального автора.

И на вопрос, для чего Достоевский и его «Братья Карамазовы» нужны Иране Тагизаде, РДТ и всем нам, в том же интервью накоротке Ирана ханым призналась, что равнодушная к экранизациям литературных шедевров, в какой-то момент поняла, как глупо ныне призывать живущих в перенасыщенном информационном пространстве читать многотомные романы, сетовать на то, что упал интерес к чтению, когда средствами искусства многое можно коротко, но емко рассказать людям о самом главном, что должно волновать их. И не только из Достоевского, который, однако, более других и сегодня, по ее мнению, явно держит руку на пульсе жизни, зная все о пороках и достоинствах человека.

Своей новой работой вслед за Достоевским Ирана Тагизаде хочет напомнить людям в доступной театру форме, что время от времени следует остановиться, чтобы оглянуться на себя и хотя бы в экстремальных ситуациях попытаться избавиться от пороков. И потому главная задача, ради которой предъявляется публике этот спектакль, напомнить людям об их ответственности за все, что они совершают. И задуматься о том, с чем придут к рубежу, отделяющему их бренное существование от вечности.

Этот призыв считывается из атмосферы спектакля, это суть и нерв постановки, ее концепции и благородная цель. Изобилующий неординарными мизансценами трехчасовой спектакль, в котором задействованы более 30 актеров, «Братья Карамазовы» — это захватывающий сюжет, детективные коллизии, всплески недоумения и огорчений, серьезные чувства и кипение страстей, и всего того, что волею режиссера-постановщика органично сошлось в новой постановке РДТ. И каждый участник по ведению постановщика лично воссоздает атмосферу времени и какой-то внутренний надлом в людях, сложно передаваемый эмоциями без пафоса и картинности.

Это и яркая, искренняя исполнительница неординарной роли Катерины Аян Миркасимова, и на редкость органичный колоритный Мабут Магеррамов в роли Федора Карамазова, и автор наполненных сложнейшей энергетикой монологов и сцен Сафа Мирзагасанов в роли Ивана, и испепеляемый страстями своего героя Дмитрия Фирдоуси Атакишиев, пластичный и загадочный Тимур Рагимов в роли Смердякова, и тонкий, трогательный Олег Амирбеков, которому досталась непростая, надрывная роль Алеши, да и все участники действа, которые — уверена — еще много-много раз услышат в свой адрес шквал аплодисментов. Но особо хочу выделить неизменно вызывающую своим участием огромное восхищение Зинаиду Сибилеву, шарм которой способен создавать атмосферу значимости происходящего на сцене и воспроизводить дух того, прежнего, вековой давности классического театра, который в данном случае необходим, пожалуй, более всего.

И еще. Не могу хоть вскользь не сказать об одном из открытий режиссера — ее точном попадании при выборе актрисы на роль Грушеньки — выпускнице Университета культуры и искусств Инне Имрановой, талант, школа и органичность которой в сложнейшей роли мирового репертуара придали спектаклю ту меру колорита, которым априори должны были сверкать «Братья Карамазовы». 

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 1 апреля. – С. 3.