Фактор энергобезопасности 

 

За первый квартал текущего года в Азербайджане

добыто более 12 млн тонн нефти

 

Исландский вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьятлайокудль не только спутал все карты авиаперевозчиков, но и существенно повлиял на процесс ценообразования на мировых биржах углеводородного сырья. Из-за резкого сокращения количества авиарейсов стоимость барреля нефти упала с $88 до почти $80.

Однако уже последние два дня вновь наметилась тенденция стабилизации в ценовом коридоре нефти. По итогам торгов на Нью-Йоркской товарной бирже 20 апреля майские фьючерсы на поставку нефти марки WTI подорожали на 2,5% и достигли $83,45 за баррель. Как всегда, чуть дороже торгуется сорт Brent, за бочку которого приходится выкладывать $84,8.

Рост цен на нефть, конечно же, положительно воспринимается во всех странах — экспортерах углеводородного сырья, в том числе и в Азербайджане. Преодоление мировой экономикой глобальных кризисных проявлений позитивно сказывается и на динамике нефтедобычи в нашей стране. За первый квартал текущего года с месторождений на море и суше извлечено более 12,3 млн тонн нефти — на 6,4% больше, чем за тот же период прошлого года. Из них 10,2 млн тонн приходится на долю блока месторождений «АзериЧирагГюнешли».

Между тем за те же первые три месяца года собственная добыча производственных подразделений Госнефтекомпании Азербайджана составила порядка 1,8 млн тонн. В этом объеме 435,4 тысячи тонн приходится на долю площадей, разрабатываемых ГНКАР совместно с зарубежными компаниями.

Зафиксирован рост и по добыче газа. За январь — март текущего года в Азербайджане добыто более 6,5 млрд кубометров газа — на 9,6% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Вместе с тем следует отметить, что на 8,2% снизились объемы газа, поступающих с месторождений АЧГ и «Шахдениз». Что касается последнего, то тут ситуация складывается пока не очень оптимистическая. Дело в том, что Госнефтекомпания Азербайджана на днях заявила о том, что начало разработки второй стадии газоконденсатного месторождения «Шахдениз» начнется не ранее 2016-2017 годов. То есть отодвигается по времени, как минимум, на 2,5 года. Принять такое решение вынудили два обстоятельства. Во-первых, до сих пор не решены вопросы финансирования строительства газопроводов Nabucco, Трансадриатический трубопровод (ТАР) и Interconnector Турция—Греция—Италия (ITGI). Как известно, именно по одному из этих маршрутов предполагается транспортировка газа с месторождения «Шахдениз» европейским потребителям.

Но есть и другая, не менее существенная загвоздка, тормозящая сроки полномасштабной эксплуатации «Шахдениз». По признанию вице-президента ГНКАР Виталия Беглярбекова, затягивается достижение транспортного соглашения с Турцией, по территории которой предусматривается осуществлять поставки газа в трубопроводные системы TAP и ITGI («Тренд»). Однако Беглярбеков не преминул добавить, что азербайджанская сторона надеется, что такое соглашение будет достигнуто уже в ближайшее время. «Мы более чем кто-либо заинтересованы в скорейшем решении транспортных проблем для экспорта газа. Достаточно напомнить, что нам приходится ежеквартально тратить средства с восемью нулями на поддержание проекта «Стадия-2» месторождения «Шахдениз» в состоянии готовности к старту», — заявил вице-президент ГНКАР.

Как бы то ни было, с запозданием или в соответствии с запланированным графиком, Евросоюз твердо намерен решить проблему диверсификации поставок газа на континент, с тем, чтобы ослабить зависимость от российского «Газпрома». Следовательно, при любых обстоятельствах Азербайджан остается одним из основных факторов обеспечения энергобезопасности Европы. 

 

 

Фарид ШАМИЛЬОГЛУ

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 22 апреля. – С. 1.