Философия весны 

 

Любимые праздники, счастье, цветение и творчество —

вот концептуальная основа новой выставки

 

Музейный центр Министерства культуры и туризма Азербайджана продолжает проект сезонных выставок, проводимых четырежды в год на протяжении ряда последних лет. На сей раз зрители увидели «Философию весны» — эта масштабная выставка открылась галерее Музейного центра 26 апреля.

Куратор выставки, директор Музейного центра Лиана Везирова раскрывает концепцию вернисажа следующим образом: «Философия весны — наверное, самая многоплановая философия, касающаяся времен года. Ведь весна — это и пробуждение природы после зимнего сна, и многочисленные праздники — прежде всего Новруз байрамы, и, естественно, любовь, и даже — сумасшествие… Я имею в виду, конечно же, творческое неистовство художников, которых весна вдохновляет на бурное творчество. Неудивительно, что именно на весеннем этапе сезонного проекта среди наших постоянных участников ежегодно возникает наибольшее за год количество новых имен».

На выставке представлено свыше полутора сотен произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В ней принимают участие более 50 художников — как маститых, так и совсем молодых. Работы распределены тематически на несколько групп. В первом зале зрителя встречают полотна наиболее известных мастеров. Во втором бушуют оптимистические краски Новруз байрамы — любимейшего праздника нашего народа. Следующие два зала музейной анфилады посвящены тому, без чего нельзя представить весну, — красивым цветам и красивым женщинам. Пятый зал целиком отдан графике и декоративно-прикладному искусству.

Гимном весне кажутся бурные, налетающие на зрителя буквально с первых его шагов по галерее «Влюбленные» и «Бегущие женщины». Их автор Намик Мамедов использовал сложную технику коллажа холста, масла и обрывков газетной бумаги. Вихрем уносит в облака здание филармонии на полотне Эльдара Курбана. Вослед ему летит над городом девочка с полотна «Ветер» Эльдара Бабазаде.

Красный цвет — цвет жизни и весны — играет в полотне Амруллы Исрафилова «Спеленутый верблюд», крупноформатной работе Эмина Аскерова «Джакузи», триптихе Вугара Али «Новруз», яростных «Цветах» Назима Мамедова, «Композиции» Лейлы Насибовой с обнаженной в бордовых тонах. Сияют, в тон красному, гламурные «Розы на золоте» Мелика Агамалова. Но и неизменный спутник красного — черное незаметно, но с вечным постоянством оттеняет это торжество жизни: и полумрак над гадательным столиком в полотне «Карты» Эльчина Буньятова, и черные бабочки в «Дороге к пропасти» Нураны Мирмовсумовой

Женская тема участниками подана по большей части с утонченным лиризмом. Это, например, серия «ню» Наиры Рустамовой, «Девушка среди цветов» Исы Мамедова, «Любовь» Рены Амраховой и др. Но и героизму нашлось место: тому доказательство — работы «Миф» и «Атлантида» сумгайытского автора Хиджрана Алиева.

Из графики хотелось бы отметить небольшой лист Юсифа Мирзы «Навсегда», на котором нежно, пастельно изображен конь под луной в весенний вечер. В скульптуре в первую очередь привлекают к себе внимание работы Мамеда Рашидова, и дело тут не только и не столько в масштабе, сколько в необычности материала. Он доказал, что мозаика из битого прозрачного стекла, больше всего напоминающая лед или воду, — материал не «зимний», а универсальный. Среди работ прикладников запомнились ковровая мозаика Заиды Гашимовой, флористика Сугры Багирзаде, а также очень весеннее по своему настроению панно Сабины Мамедовой «Одуванчики», в котором крупный орнамент выложен из шпагатной веревки. И какая же весна без струящегося шелка батика? Поэтому как никогда кстати здесь пришлись работы Николая Зайцева «Мираж» и Айляль Мамедовой «Древо желаний». 

 

 

Наиля БАННАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 28 апреля. – С. 4.