Халил АКЫНДЖИ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в России: «Утверждения о геноциде — это ложь, выстроенная на лжи» 

 

Армяно-азербайджанские и армяно-турецкие отношения по-прежнему не сходят с повестки международной политики. Своими соображениями по поводу сложившейся ситуации, причин, мешающих ее нормализации, поделился в интервью агентству 1news.az Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в России Халил АКЫНДЖИ.

 

— Что вы можете сказать по поводу слухов о возможностях открытия турецко-армянской границы?

— После распада Советского Союза Турция признала независимость Армении так же, как и остальных бывших советских республик. Турция приняла решение открыть генеральное консульство в Ереване, и до 1992 года наша страна поставляла в Армению электроэнергию. По мере нарастания столкновений в Карабахе и начала оккупации Арменией территории вокруг Нагорного Карабаха в мае 1993 года было принято решение закрыть границу. Если понимать сегодня, почему граница была закрыта, то станет очевидным, почему она не должна быть открыта. Граница будет открыта только после того как Армения освободит оккупированные азербайджанские территории. Подчеркну, только вследствие этого процесса произойдут возможное открытие границы и восстановление отношений. Этого нет в Цюрихских протоколах, но это подразумевается. Когда наметится прогресс в отношениях между Азербайджаном и Арменией по урегулированию карабахской проблемы и ситуация изменится, тогда мы будем действовать соответственно обстановке. В 1929 году издательством «Азернешр» был издан словарь, и он не назывался азербайджано-русский словарь, а назывался тюркско-русский словарь. То есть это одна нация и один народ.

 — В связи с этим не могу не напомнить о знаменитом тезисе ныне покойного президента Азербайджана Гeйдaра Aлиeва «Один народ — два государства».

 — Да, именно так. Поэтому оккупация Карабаха и семи районов Азербайджана воспринимается турками очень эмоционально, так же как если бы это была оккупированная территория Турции.

 — Хотелось бы узнать, как вы можете прокомментировать постоянные претензии армян на признание т.н. «геноцида» и давление мирового сообщества на Турцию в связи с фактом нежелания признавать его турками?

 — В 1915 году произошло много событий и с обеих сторон были погибшие. В ходе этих событий часть армян была переселена, мы вынуждены были это делать, потому что армяне совместно с русской армией наносили удары в спину Турции. После того как российская армия отступила, власть взяла дашнакская армия и дашнаки убили очень много турок, и не только в самой Турции но и в Азербайджане. Если говорить о событиях 1915-1920 годов, то надо помнить, что жертвы были и с той и с другой стороны. У армян, и особенно у армянской диаспоры, есть необходимость в таком понятии, как «геноцид», и это стало неотъемлемой частью их самоидентификации. Это судьба небольших народов создавать миф о том, что они подверглись большим испытаниям, это скрепляет между ними связь. Но утверждения о геноциде — это ложь, выстроенная на лжи. В 1960-х годах говорилось о том, что в ходе этих событий погибло триста тысяч армян, в 1970-х годах эта цифра возросла до пятисот тысяч, а сейчас уже до полутора миллиона. Думаю, к 2015 году она превысит два с половиной миллиона. Это нельзя воспринимать серьезно. Европа приняла эту цифру и согласилась с ней, однако почему-то никто не говорит о том, что в течение двухсот лет мы потеряли территорию, равную девятнадцати миллионам кв. километров. После русско-турецкой войны 1878-1879-х годов, когда турки и мусульмане в целом подверглись резне, особенно на Балканах и Кавказе, сколько миллионов людей погибло с нашей стороны? Мы не заявляем об этом, потому что считаем, что говорить об исторических событиях в негативном ключе нет смысла, это только разжигает вражду. Наш совет армянам отказаться от селективной памяти. Мы уже предложили им создать комиссию из историков, пусть они изучат ситуацию и дадут нам соответствующие рекомендации.

— Аппетиты армян растут и, судя по всему, они не намерены отступать. Сможет ли мировая общественность давить и дальше на Турцию в вопросе признания факта «геноцида»?

— Если кто-то утверждает то, чего нет — почему мы должны с этим соглашаться? Никогда Турция не пойдет на это, мы не хотим искажать историю. Было взаимное кровопролитие, но если говорить о геноциде, то с нашей стороны должны были быть цель и намерение уничтожить народ. Если бы действительно осуществлялся геноцид, то ни одного армянина бы не осталось. Большое количество армян было выселено из зоны военных действий в Сирию, мы не отправляли их в газовые камеры, мы просто их переселили подальше от линии фронта, тогда почему мы должны соглашаться с геноцидом?!

 — В Азербайджане существует мнение, что Россия не прилагает необходимых усилий для решения карабахского конфликта и что она могла бы действовать в этом вопросе активнее. Как вам кажется, это эмоциональный подход или действительно в этом есть зерно правды?

— Армения является членом ОДКБ, поэтому целью России является предотвратить вооруженное столкновение. Сегодня у России с Арменией и с Азербайджаном сложились весьма теплые отношения. Минская группа прилагает усилия, чтобы найти решение этого вопроса, но все это происходит медленно. Не так давно в Алматы было принято очередное заявление. Очевидно, что Россия, США и Франция стараются воздействовать на Армению путем убеждения, однако мне кажется, что они могли бы действовать более решительно, поскольку армянская сторона является источником конфликта. Минская группа старается занять в этом вопросе нейтральную позицию, но в связи с этим хочу привести знаменитое высказывание Черчилля. Он говорил: «Между пожарными и пожаром нельзя быть нейтральным, надо быть на стороне пожарных».

— Что вы имеете в виду, когда говорите, что надо действовать более решительно?

— Я не хотел бы озвучивать, что конкретно могут сделать Россия и Америка, но убежден, что в руках этих государств есть более серьезные методы воздействия. 

Азербайджанские известия.- 2010.- 5 августа.- С. 1-2.