«Шахдениз» на пороге нового этапа 

 

Евросоюз заметно активизировал усилия по реализации

газопровода Nabucco

 

Группа зарубежных нефтяных компаний и Госнефтекомпания Азербайджана вплотную приблизились к следующему этапу разработки крупнейшего на Каспии газоконденсатного месторождения, по праву названного шахом морей — «Шахдениз». После того, как Азербайджану удалось договориться с Турцией по основным параметрам транзита газа по территории этой страны и подписать протокол по этому поводу, для старта второй стадии освоения месторождения осталось только найти потенциальных покупателей будущих объемов топлива.

 

 

Партнеры по консорциуму потенциальными покупателями азербайджанского газа видят, прежде всего, европейских потребителей.  По словам представителя норвежской Statoil, круг предполагаемых покупателей довольно широк, в него входят и «три потенциальных трубопроводных проекта» («Тренд»). Им будут предложены объемы до 10 миллиардов кубических метров газа в год.

 Хотя партнер по «Шахдениз» предпочел и не упоминать отдельные страны и компании, ошибиться по поводу «трех трубопроводных проектов» просто невозможно. Судя по всему, речь идет о трех планируемых линиях в пределах Южного энергетического коридора — проектов Nabucco, газовой перемычки Турция — Греция — Италия (ITGI) и Трансадриатического трубопровода. Все они уже длительное время ведут борьбу за будущие ресурсы «Шахдениз», пытаясь убедить Азербайджан и его партнеров по добыче газа в том, что именно предлагаемый ими вариант транспортировки и доставки газа в Европу имеет наилучшие коммерческие условия и долгосрочные перспективы.

 Все три проекта нацелены на покупку газа с «Шахдениз», который должен стать коммерческим обоснованием начала строительства каждого из них — проще говоря, гарантией того, что будущая линия не будет пустовать.

 Между тем реализация самого крупного из упомянутых выше трубопроводных проектов — газопровода Nabucco стоимостью 7,9 млрд евро может несколько сдвинуться по срокам. По словам главы газового подразделения австрийской компании OMV Вернера Аули, участники проекта планируют принять окончательное решение по его финансированию к концу текущего года, хотя процесс может затянуться. Вместе с тем он заверил, что это произойдет не позднее первого квартала будущего года.

 «Мы все еще планируем принять инвестиционное решение до конца 2010 года, но по не зависящим от нас причинам это может произойти и в первом квартале 2011 года. Мы зависим как от стран-поставщиков, так и от клиентов», — сказал Аули. «До принятия решения необходимо пройти через процедуру «открытого сезона», когда половина мощности трубы будет предоставлена не входящим в консорциум Nabucco сторонам, желающим прокачать по нему свой газ. На это потребуется три месяца», — добавил представитель OMV.

 Сложно сказать, стоит ли разделять подобный оптимизм OMV и его партнеров по проекту — венгерской MOL, румынской Transgaz, болгарской Bulgargaz, турецкой Botas и немецкой RWE. Ведь пока ни одного газового соглашения они не подписали. Кроме того, добыча газа с «Шахдениз» начнется не раньше 2016 года, как недавно заявили представители Госнефтекомпании Азербайджана. А других потенциальных источников для начального заполнения трубопровода в регионе нет. Консорциум Nabucco, правда, заявил, что «если не будет газа с «Шахдениз» в 2014 году, когда планируется начать поставки топлива по нему, они могут быть из Ирака».

 Однако задержка начала строительства и смещение намеченных графиков работ вовсе не означает, что проект не будет реализован. Руководство консорциума уверено в этом: «Азербайджан и Туркменистан твердо заверяли, что будут поставлять свой газ в Nabucco. В Турции уже прошли общественные слушания по проекту в Анкаре, Эскишехире, Бурсе и других городах. По словам директора Nabucco Turkey Эрдала Тузуноглу, общественные слушания — важный шаг вперед в реализации проекта. Местные сообщества заинтересованы в нем, в то же время они видят нашу готовность выслушать и те вопросы, которые беспокоят их. Только так мы сможем двигаться вперед».

 Свою поддержку и проекту, и поставщикам с Каспийского региона — Азербайджану и Туркменистану — высказал и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер. «Приоритетным для нас является газопровод Nabucco. ЕС хотел бы развить так называемый «Южный коридор», который соответствовал бы интересам как поставщиков, так и транзитеров и покупателей», — заявил Г.Оттингер, добавив, что в ближайшие 20 лет зависимость ЕС от импортных энергоресурсов возрастет на 50-70%, поэтому важно развивать новые пути импорта энергоресурсов в страны Евросоюза. В этом плане еще одним — четвертым направлением доставки энергоресурсов в ЕС призван стать Южный энергетический коридор, по которому от границы Грузии с Турцией до Австрии и должен пройти газопровод Nabucco.  Между тем стоит отметить заметно возросшую в последнее время активность ЕС, как бы в ответ на критику прозвучавшую в его адрес сначала из Азербайджана, а затем и из Казахстана.

 В начале года азербайджанский президент Ильxaм Aлиeв заявил, что Евросоюзу следует «более серьезно» подойти к проекту. Nabucco не имеет лидера, который мог бы привлечь необходимые финансы или вести переговоры с производителями газа и транзитными странами.

 Аналогичным образом высказался недавно и казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев. По его словам, Евросоюз не предпринимает никаких реальных шагов для реализации проекта Nabucco, который позволит поставлять природный газ из стран Каспийского региона в Европу.

 «Нужны две вещи: либо проложить газопровод по дну Каспия через Кавказ на Черное море или далее, либо на нашем берегу Каспийского моря построить завод по сжижению газа. Ни по тому, ни по другому вопросу ничего не делается, кроме разговоров», — сказал Назарбаев, добавив, что такое же разочарование испытывает и Туркменистан, обладающий самыми богатыми запасами газа на Каспии.

 Энергорегулирующий орган Евросоюза уже подготовил документ, который станет основой для «строительства как минимум одного трубопровода через Каспийское море». Однако в весьма туманно составленном документе не совсем ясно изложено, каким образом ЕС планирует активно продвигать создание Транскаспийского газового проекта, который привлечет туркменский, а затем и казахстанский газ в Южный коридор, в Nabucco. Вероятно, представители энергетического ведомства скоро начнут активные консультации в Баку и Ашгабате, что несколько прояснит ситуацию.  К бесконечным обвинениям о политической мотивации различных трубопроводных проектов на Каспии все уже давно привыкли. Россия утверждает, что Nabucco нежизнеспособный проект, так как базируется исключительно на политике. ЕС выступает со встречными обвинениями, утверждая, что Россия пытается стянуть на себя все энергоресурсы постсоветского пространства, чтобы ни один трубопровод не проходил в обход России. И все же в конечном счете все решает экономическая целесообразность.

Ведь пришлось же России отказаться от закупок туркменского газа, который был направлен в Китай и теперь стремится и в Европу. Тот же нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан в Москве не раз называли «мертворожденным», а он успешно построен и вывозит практически весь азербайджанский нефтяной экспорт. «Был бы трубопровод, а уж нефть, чтобы перекачать по нему, найдется», — сказал как-то прежний глава АМОК Дэвид Вудворд. Из уст иностранного специалиста, который вначале активно противился проекту, официально поддерживая позицию западных компаний, это звучало не особенно убедительно, …но оказалось правдой. 

Кямаля МУСТАФАЕВА

Азербайджанские известия.- 2010.- 6 августа.- С.1-2.