Еще один документ 

 

Проблема неразрешенных конфликтов стала

одной из главных тем саммита ОБСЕ в Астане

 

Открывшийся вчера в Астане саммит ОБСЕ был поистине долгожданным: предыдущий, как известно, состоялся одиннадцать лет назад. Перемены, постигшие мир за это время, настоятельно требовали выработки общих принципов в ответ на вызовы современности. В скобках заметим, что, во-первых, форум проходит не просто за границами географической Европы, но и с участием стран, которые к этому понятию не относятся по определению, — Афганистана, США, Австралии и др.

Представительность нынешнего саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе лишний раз подтверждает мысль о значимости нынешней встречи государств — членов организации, созданной в эпоху холодной войны как института, призванного решать наиболее злободневные и острые проблемы континента. Однако, несмотря на произошедшие в последние десятилетия перемены, она так и не сумела перестроиться в ногу со временем. Причина тому — отсутствие четкого механизма принятия решений и их реализации, что стало основанием для недовольства большинства стран — членов ОБСЕ.

Действующие политики, эксперты и политологи накануне саммита, названного Нурсултаном Назарбаевым, президентом Казахстана, являющимся не только действующим председателем ОБСЕ, но и инициатором этой встречи, главным событием начала XXI века, выражали надежды на достижение определенного прорыва в решении с помощью этой старейшей европейской организации проблем, стоящих перед миром.

Действительно, первые же выступления в Астане глав государств и руководителей международных структур показали, что страны не только Европы, но и остального мира единодушны в стремлении найти способы борьбы с агрессивным сепаратизмом, ставшим причиной целого ряда затянувшихся конфликтов. О последних, и нагорно-карабахском в частности, говорили практически все. По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон, отсутствие стабильности в любом регионе ОБСЕ является вызовом для всех. По ее мнению, ОБСЕ должна играть большую роль в урегулировании продолжающихся оставаться неразрешенными конфликтов: «ОБСЕ необходимо отвечать как на острые конфликты, но не менее важными считаются и предотвращение конфликтов, и недопущение их».

О необходимости разработки единых принципов в этом вопросе говорил еще один представитель страны — сопредседателя Минской группы ОБСЕ — президент России Дмитрий Медведев, подчеркнув, что они должны действовать не только на пространстве ОБСЕ, но и в любых подобных ситуациях. «Может быть, самым важным является разработка единых принципов урегулирования конфликтов, и придерживаться их нужно во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях», — заявил он, выступая на саммите.

По его словам, среди таких принципов — неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта.

Свою солидарность с коллегами выразил и третий представитель страны — посредника в Минской группе ОБСЕ — Франции. «В качестве сопредседателя МГ ОБСЕ Франция исполнена решимости содействовать разрешению нагорно-карабахского конфликта. Решение должно основываться на принципах, изложенных в заявлениях, принятых в Аквилле и Мускоке, которые должны рассматриваться как неделимый пакет», — подчеркнул премьер-министр Франции Франсуа Финьон. Квинтэссенцией подобных многочисленных высказываний на саммите и на его «полях» стало высказывание федерального канцлера Германии Ангелы Меркель: «В будущем прогресс по разрешению нагорно-карабахского конфликта должен продолжиться на основании того, что уже было достигнуто». Безусловно, несколько преждевременно говорить о крушении надежд относительно затянувшихся конфликтов на саммите ОБСЕ в Астане, столь разрекламированном по этому поводу ранее. Однако никаких положительных сюрпризов, тем более подвижек в карабахском урегулировании, первый день саммита не принес. Если не считать таковым совместное заявление президента России, премьер-министра Франции, госсекретаря США и президентов Азербайджана и Армении, считающих, что настало время для более решительных усилий по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Страны — сопредседатели ОБСЕ подтвердили свою поддержку президентов Азербайджана и Армении в деле достижения мирного урегулирования. Они настоятельно призвали их с удвоенной энергией сконцентрироваться на вопросах, отраженных в Основных принципах, и поручили сопредседателям продолжить работу со сторонами конфликта. Если не будет принят еще какой-либо документ по этому вопросу (что, согласитесь, маловероятно в рамках одной встречи), то все упомянутые в заявлении правильные слова так и останутся очередной дипломатической «галочкой», отражающей в очередной раз двойные стандарты международных структур и ведущих государств мира, не желающих различать агрессора и жертву и в качестве панацеи предлагающих сторонам принять устраивающее их решение.

Президент нашей страны Ильxaм Aлиeв провел много встреч в первый день саммита. И хотя их главной темой были двусторонние отношения, урегулирование карабахского конфликта все равно оставалось лейтмотивом переговоров как с президентом Турции Абуллой Гюлем, так и с другими высокопоставленными лицами — премьер-министром Нидерландов Марком Руттеном, его греческим коллегой Йоргосом Папандреу и министром иностранных дел Австралии Кевином Руддом.

Полностью позицию Азербайджана по важнейшей для страны проблеме Ильxaм Aлиeв выразил в выступлении на пленарном заседании. «Армения, — заявил он, — вместо того, чтобы вести переговоры в обстановке доброй воли и интересах нахождения разрешения конфликта в кратчайшие сроки, предпочитает идти по пути эскалации конфликта с непредсказуемыми последствиями». По словам президента Азербайджана, Армения постоянно нарушает режим прекращения огня, проводит военные учения на оккупированных территориях, переименовывает исторические названия оккупированных городов и деревень, незаконно расселяет гражданское население на оккупированной территории, пытаясь сделать ситуацию необратимой и мирный процесс бессмысленным. Глава нашего государства в очередной раз выразил готовность к переговорам по урегулированию, подчеркнув, вместе с тем, что Армения хотела бы сохранить status quo в течение длительного времени, сведя на нет переговорный процесс. И с этим, к сожалению, не поспоришь. 

 

 

Элеонора АБАСКУЛИЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 2 декабря. – С. 1-2.