Время — категория стратегическая 

 

В начале следующего года Государственный комитет по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджана (ГКСМП) намерен приобрести эталон времени, который, по оценкам специалистов, позволит перейти на систему единого времени по всей стране. Об этом на пресс-конференции в воскресенье, 12 декабря, заявил глава госкомитета Рамиз Гасанов.

Как известно, Эталонный центр в Азербайджане был создан совсем недавно, в сентябре. Его создание — часть твинингового проекта Евросоюза «Оценка стандартизации, метрологии и соответствия и усиление возможностей в сферах аккредитации Госкомитетом по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджана».

Как рассказал «Азербайджанским известиям» глава Эталонного центра Госкомитета по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджана Намик Тагиев, планируется, что он будет оснащен шестью эталонами — массы, давления, электричества, температуры, вязкости и плотности. На приобретение эталонов было затрачено 2 млн евро, из которых 1 млн евро был получен ГКСМП от Евросоюза в виде гранта. Цель вышеназванного проекта, осуществляемого в рамках политики еврососедства, как неоднократно отмечалось специалистами и руководством госкомитета, состоит в адаптации азербайджанской инфраструктуры качества к требованиям ЕС, а внедрение эталонов и создание Эталонного центра — очень важные задачи на фоне благоприятного бизнес-климата, притока в страну иностранных денежных средств и появления иностранных компаний, в том числе инвестиционных. По словам Тагиева, ранее для определения соответствия технических требований измерительных средств приходилось обращаться в зарубежные страны, из-за чего страна теряла огромные средства. Эту проблему и призвано решить создание в Азербайджане Эталонного центра. Ныне азербайджанские специалисты по эталонам уже проходят тренинги в Европе.

Между тем приобретение Азербайджаном эталона времени не финансируется Евросоюзом. И по очень простой причине — он производится только в США и России. Так что сейчас госкомитет ведет переговоры о приобретении этого стратегического эталона за счет собственных средств. Между тем, как отмечает Тагиев, нашей стране вовсе не обязательно скупать все имеющиеся в мире эталоны. «Нам нужны максимально востребованные, только жизненно важные, — говорит он. — Азербайджану как стране, занимающейся транспортировкой энергоресурсов, необходимо приобрести так называемые эталоны потока. В них есть нужда у любой страны, занимающейся разработкой, добычей и транспортировкой углеводородных ресурсов на мировой рынок, для более точного определения их потока по имеющимся трубопроводным мощностям».

По сообщению пресс-службы ГКСМП, в течение пяти лет мы планируем закупить порядка пятидесяти эталонов. А наиболее важные для нас среди них — эталоны частоты, времени, веса, давления и температуры.

Эталон времени — это измерительный прибор, служащий для воспроизведения, хранения и передачи единиц времени, утвержденных в качестве исходного. Международным эталоном времени принято считать секунду. Как известно, в отличие от эталонов массы, длины и иных, эталон времени невозможно «осязать» и контролировать без приборов. Отсюда и повышенная сложность этих аппаратов. В России, например, главный эталон времени находится во Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). Это комплекс, в который входят дающие строго определенную частоту генераторы, водородные хранители частоты, хранители шкал времени, приборы для измерения временных интервалов и другая аппаратура. Некоторые составляющие эталона уникальны. Например, радиооптический частотный мост, служащий для измерения частот излучения лазера. Кроме России такие мосты есть только в США, Канаде, Франции и Великобритании, но российский госэталон времени входит в группу лучших в мире, его относительная погрешность не превышает одной секунды за полмиллиона лет. Все остальные часы в стране и многих сопредельных контролируются этим эталоном благодаря использованию радиосигналов точного времени.

Формирование системы измерения времени специалисты относят к периоду средневековья. Тогда ученые опирались на метод определения координат созвездий, изобретенный астрономом Птолемеем, который для собственного удобства разделил диаметр круга, с помощью которого определял положение звезд, на 120 равных частей. Потом каждую часть разделил на 60 и еще раз на 60 — вот вам и секунда. Деление было не менее условное, чем все вышеописанные, но для людей той эпохи казалось настоящим откровением, и время было загнано в циферблат, знакомый нам и поныне. А условная система исчисления времени по вращению Земли сохранялась до 60-х годов прошлого века.

Но с развитием науки и техники стали повышаться требования к точности показаний часов. После того, как выяснилось, что Земля движется неравномерно, из-за чего «гуляет» длина секунды, появилась новая проблема: как найти, вычислить и сохранить длину секунды. Скажем, если эталон метра можно сохранить в виде платиновой пластинки определенной длины, спрятав ее под вакуумный колпак, то с секундой так не поступишь. Но и с этим ученые справились: после многочисленных исследований был создан цезиевый эталон времени. В 1967 году Международная конференция по мерам и весам официально постановила: «Секунда — это 9192631770 периодов излучения атома цезия-133». Кому и зачем требуется такая точность? Например, для морской навигации, где необходимая точность измерения времени составляет 0,1-0,5 микросекунды. Четыре радиостанции, посылающие сигнал на корабль, должны сделать это не просто одновременно, а в одну и ту же десятимиллионную секунду. В зависимости от того, с какой разницей во времени эти сигналы дойдут до корабля, определяются его местонахождение и курс. Естественно, что даже при минимальной неточности приборов времени корабль может просто заблудиться в океане.

Примерно по такому же принципу построена и система предотвращения столкновения самолетов. В этом случае самолеты «перекидываются» сигналами между собой и определяют, на каком расстоянии они находятся друг от друга. Для четкой работы всей системы наземная станция должна синхронизировать показания бортовых часов с точностью до 0,5 микросекунды. Поэтому все станции, от которых зависит работа воздушного и морского транспорта, имеют непосредственную связь с эталоном времени. Не менее важны точные показания времени и для проведения космических полетов, и для геодезических исследований, и для промышленных автоматизированных предприятий... — иными словами, всюду, где все решают не секунды, а ее микродоли. 

 

Галия AЛИEВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 14 декабря. – С. 1-2.