Чистое море Рамиза Мамедова 

 

Главной темой исследований известного ученого

был и остается Каспий

 

Шестидесятый день рождения члена-корреспондента НАНА, замдиректора Института географии Рамиза Мамедова коллеги решили отметить, как и подобает настоящему ученому, международной научно-практической конференцией, посвященной опасностям и рискам экосистем Каспийского моря. Теме, которая была и есть главной в жизни ученого.

Сфера научных интересов доктора технических наук, профессора Рамиза Мамедова настолько широка, что определить ее одним словом невозможно. Это океанология, гидрология, экология, гидрофизика, география. И все они в той или иной степени касаются главного направления его научных исследований — проблем Каспийского моря. Более того, за самоотверженность, многолетние научные разработки по Каспийскому морю (в частности создание информационной базы) и преданность Каспию друзья и коллеги в шутку называют его «ханом Каспийским». На личном счету «хана» — порядка двадцати масштабных проектов по Каспию, более 250 научных статей, десятков монографий, Гидрометеорологический атлас Каспийского моря (куда входят более двухсот карт) и первый медико-экогеохимический атлас. Кроме того, он — национальный координатор Международной океанографической комиссии и Центра обмена ЮНЕСКО по Азербайджану, участвовавший со своей научной программой не только в экспедициях на Каспии, но и в Тихом и Индийском океанах, Черном и Балтийском морях и озере Байкал. А еще — член нескольких авторитетных международных организаций — Совета по фундаментальным проблемам географической науки при МААН (Москва), совета директоров международного центра «Чистая вода» (Киев), действующего при ОЧЭС, с 2000 по 2009 год был президентом Международного консультативного совета регионального экологического центра для стран Южного Кавказа (Тбилиси), созданного правительством стран ЕС, стратегия которого разработана непосредственно им.

А ведь свою научную карьеру Рамиз Мамедов начинал как физик и не мечтал ни о какой гидрологии, океанологии или географии. Он приехал в Баку в 1967 году из Грузии и поступил на физфак Азгосуниверситета. По воспоминаниям своего однокурсника Фахраддина Кадырова, был одним из самых прилежных студентов, который так же, как и все, радовался, что удалось вовремя сдать экзамен по квантовой механике, одной из самых сложных дисциплин. Это уже потом его по-настоящему увлечет океанология — да так, что он уедет в Москву, в очную аспирантуру Института океанологии Академии наук СССР по специальности «Физика океана» и защитит там кандидатскую диссертацию. Но перед Москвой немного поработает младшим научным сотрудником Центра проблем Каспийского моря Института географии НАНА. Здесь 23-летний юноша и начнет заниматься наукой, а уже первые результаты его работы будут опубликованы в журналах «Физика атмосферы океана» и «Океанология» Академии наук СССР.

В Баку новоиспеченный кандидат физико-математических наук стал работать начальником Каспийской научно-экспериментальной станции НПО «Космические исследования» на острове Пираллахи, затем в научно-исследовательских институтах Академии наук, главой Центра проблем Каспийского моря, замдиректора Института географии. В 2001 году доктор технических наук Мамедов избирается членкором НАНА в области географии, а в 2009-м решением Высшей аттестационной комиссии Азербайджана ему присуждается ученое звание профессора в области гидрологии.

В число исследовательских направлений ученого входит и изучение процессов опустынивания на территории страны, которые, благодаря ему, стали изучаться у нас по европейским стандартам, то есть кроме наземных наблюдений были использованы цифровые снимки различного разрешения, полученные с исследовательских спутников Земли. И впервые для 35 тыс. кв. км территории Азербайджана на основе ГИС были составлены цифровые карты типов, степеней, ареалов распространения, а также рисков опустынивания.

Вот уже пятнадцать лет особое место в исследованиях Мамедова занимает колебание уровня Каспия. В период резкого подъема уровня моря (конец 70-х — середина 90-х годов) большинство авторитетных исследователей прогнозировали дальнейшее повышение уровня моря, а азербайджанский ученый вместе с коллегами предсказал остановку подъема уровня в 1996-м, что и произошло. Впоследствии этот результат был использован при проектировании Приморского бульвара в Баку и паромной переправы.

Коллеги Рамиза Мамедова всегда отмечают, что его исследования отличаются новаторством, и в качестве примера приводят его научно-прикладные работы по ландшафтному планированию (в частности в Ширванском национальном парке). Он стал первым ученым в СНГ, кто взялся за решение этой научной задачи, разработав отраслевые и интеграционные цели развития территории и подготовив концепцию улучшения основных направлений.

К своему шестидесятилетию Рамиз муаллим относится по-житейски мудро, называя его «шесть-ноль», и говорит, что если бы пришлось родиться вновь, он и тогда посвятил бы свою жизнь Каспию. А самая его большая мечта — чтобы море, наконец, стало чистым. Ведь он никогда не ограничивался только фактом констатации загрязнения моря, а изучал закономерности распространения загрязнителей, разработав его физико-географическую модель. Итогом этой работы стали публикации в престижных международных журналах, а результаты модели использовали транснациональные компании, начиная освоение каспийских нефтяных месторождений. И о чем бы ни заходил разговор с ученым, он неизменно сворачивает на свою главную тему — Каспий, которому посвятил почти сорок лет своей жизни. 

 

 

Галия АЛИЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 11 февраля. – С. 3.