В поисках новой точки опоры? 

 

Стала известна дата приезда в Азербайджан сопредседателей Минской группы ОБСЕ: это произойдет в начале июля, что, однако, не придает большую ясность перспективам самого карабахского урегулирования.

О дате приезда сопредседателей сообщил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Игорь Попов. Однако он не смог более точно определить сроки приезда высоких гостей. Да и время для их прибытия, если цель приезда — достижение хоть какого-то прогресса, наверное, не самое лучшее. На первый взгляд, странное утверждение, скажет иной наблюдатель, ведь не далее как на прошлой неделе лидеры «большой восьмерки» почтили Нагорный Карабах своим вниманием и приняли на саммите в Торонто (где, правда, собиралась вся «большая двадцатка») специальное заявление по Карабаху. Принять-то они его приняли, но потом оказалось, что подписанты несколько по-разному понимают суть того, что приняли и подписали. Как уже сообщали «Азербайджанские известия», дело в том, что вскоре обнаружилось: русский перевод текста совместного заявления президентов России, США и Франции по процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, опубликованный на официальном сайте Кремля, принципиально отличается от той версии документа, которая размещена на английском языке на сайте Белого дома.

Так, в русской версии документа нет слова «оккупированные» применительно к территориям вокруг Нагорного Карабаха (в Ереване эти территории принято внаглую называть «поясом безопасности НКР», а то и вовсе «освобожденными»). Кроме того, в русской версии текста указывается, что окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен путем «имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения». В английской версии документа слова «его населения» опущены, так что непонятно: чье именно волеизъявление определит статус республики — нынешнего населения НКР или же населения Азербайджана, или же населения с учетом изгнанных армянами из НКР беженцев. Это немаловажный вопрос, определяющий характер и судьбу переговоров.

В остальном текст заявления Медведева, Обамы и Саркози, принятый в рамках саммита G20 в Торонто, повторяет тезисы, изложенные в заявлении трех президентов — глав государств Минской группы ОБСЕ от 10 июля 2009 года в рамках саммита G8 в Аквиле (Италия). Но примечательно, что термин «оккупированные» в применении к территориям вокруг Нагорного Карабаха отсутствовал в тексте первого и был внесен американцами во второй документ. И это может свидетельствовать о том, что США, наконец, решили несколько активизировать собственное, одностороннее посредничество в карабахском процессе. Кстати, как известно, еще до Минской группы ОБСЕ в регион собирается с визитом госсекретарь США Хиллари Клинтон: она посетит Грузию, Азербайджан и Армению с 1 по 5 июля. Как заявил, предваряя визит, официальный представитель Госдепа США Филипп Кроули, Клинтон попытается убедить президентов Армении и Азербайджана активизировать усилия в направлении решения карабахского конфликта. Будут обсуждаться перспективы армяно-турецкого примирения. Однако это пока слова. Успех мирного процесса зависит сегодня прежде всего от того, сумеет ли кто-нибудь убедить армянскую сторону пойти навстречу разуму и предпринять наконец-то хоть какие-то шаги по освобождению оккупированных территорий.

Москва, как ни удивительно, не готова повторить вслух даже сам термин «оккупированные территории». Вашингтон, всегда имевший традиционно прочные связи с Арменией (нельзя недооценивать и силу влияния армянского лобби в США), по крайней мере, готов открыто констатировать существующие реалии. Возможно, это свидетельствует о том, что Америка, испытывая определенные сомнения в отношении своего традиционного союзника в регионе (Турции), а также нуждаясь в дополнительных дипломатических точках опоры в бесконечных спорах с Ираном, пересматривает многие свои прежние — явно устаревшие — взгляды на Азербайджан. Тем более учитывая его впечатляющие темпы экономического развития и то, что он уже реально превратился в нового динамичного игрока на региональном, да и европейском рынке энергоносителей. Все это в совокупности может создать уже в обозримом будущем вокруг того же Нагорного Карабаха принципиально новую дипломатическую конфигурацию, ключевым моментом которой станут укрепляющиеся партнерские связи Баку и Вашингтона.

 

 

Алексей ПОТАПОВ

 

Азербайджанские известия. -2010. -2 июля. – С. 1.