Соареш твердо стоит на своем 

 

История с заявлением Жоао Соареша, который в канун своего ухода с должности председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ обвинил руководство Армении в отсутствии достаточной воли и авторитета для достижения прогресса в карабахском урегулировании, нашла свое вполне ожидаемое продолжение. Недовольной высказываниями влиятельного португальского политика, успешно зарекомендовавшего себя в качестве одного из ответственных лиц ОБСЕ, предстала армянская сторона, с трудом привыкающая к меняющейся в мире оценке ее позиции.

Свое возмущение заявлением Соареша армяне попытались внести и в стены самой ПА ОБСЕ. На 19-й ежегодной сессии этой представительной структуры глава армянской делегации Арам Сафарян попытался было опротестовать сказанные Соарешем в интервью азербайджанскому отделению Би-би-си слова о том, что президент Армении не имеет достаточного авторитета перед политическими силами своей страны для продвижения вперед процесса карабахского урегулирования, тогда как «у азербайджанской стороны, помимо воли, есть и возможность достигнуть результата». В попытке обелить армянского лидера Сафарян отметил, что «президент и народ единогласны во многих вопросах, в том числе и в вопросах улучшения благосостояния армянского народа». Хотя как раз о схожести взглядов армянского президента Сержа Саргсяна и возглавляемого им народа относительно благосостояния последнего Соареш не обмолвился ни словом. Объектом критики теперь уже экс-председателя ПА ОБСЕ (на место Соареша избран грек Петрос Эфтимиу) стала позиция Еревана в карабахском урегулировании. Но, видимо, не зная, чем возразить железным аргументам Соареша по данной проблеме, глава армянской делегации повернул стрелки на вопрос о внутриполитическом единстве Армении, не сумев скрыть и все более овладевающие армянской стороной панические настроения в связи с дальнейшим возможным развитием событий. «Президенты Франции, США и России выступили в Канаде с заявлением по Нагорному Карабаху, приняты Мадридские принципы. Но мы сегодня часто слышим от азербайджанской стороны милитаристские угрозы», — посетовал Сафарян, не отдавая себе, однако, отчета в том, что именно его страна, продолжая на деле отвергать Мадридские принципы, толкает регион в горнило новой войны.

Ответ Жоао Соареша на подобную тираду армянского парламентария был, по обыкновению, достаточно четким и обстоятельным. Не согласившись с безосновательной критикой в свой адрес, Соареш подтвердил свою уже не раз оглашавшуюся позицию. «Я говорил об этом и в Ереване, и в Баку, и в Тбилиси. Моя позиция является позицией человека, который желает внести свою лепту в мирное урегулирование любого конфликта, человека, который старается следовать принципам независимости и соблюдения прав человека. Я никогда не нарушал данного принципа. Я не считаю, что правильно пинать друг друга и нападать друг на друга». Но что еще более неприятно для армян — Соареш отметил свое восхищение осуществляемой работой в Азербайджане, «который применил самую лучшую модель развития». Кроме того, Соареш дал понять, что его подходу к вопросу карабахского урегулирования полностью соответствует и деятельность спецпредставителя ПА ОБСЕ по Южному Кавказу Горана Ленмаркера.

К слову сказать, Ленмаркер, выступив с докладом на проходящей в Осло сессии ПА ОБСЕ, заявил, что использование термина «замороженный» по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту вводит в заблуждение, так как конфликтующие стороны продолжают нести человеческие потери. Признание столь взрывоопасной действительности в регионе армяно-азербайджанского противостояния также соответствует позиции официального Баку, постоянно призывающего все заинтересованные мировые силы оказать должное воздействие на агрессивную Армению в целях скорейшего продвижения в карабахском урегулировании, выработки мирного соглашения, прекращения оккупации азербайджанских территорий и начала взаимовыгодного сотрудничества в отношениях между всеми государствами нашего региона. 

 

 

 Натиг НАЗИМОГЛУ

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 13 июля. – С. 1.