Малейка АББАСЗАДЕ, председатель ГКПС: «Вузы должны модернизироваться, если не хотят превратиться в музеи» 

 

С этого года высшая школа страны переходит на новую систему финансирования, суть которой заключается в том, что бюджетные средства будут выделяться вузам в расчете на уровень знания студентов. О преимуществах новой формы финансирования, задачах, стоящих в этой связи перед вузами, делится своими соображениями в интервью агентству 1news.az председатель Государственной комиссии по приему студентов Малейка АББАСЗАДЕ.

 

— Каких изменений стоит ожидать в системе высшего образования после внедрения нового механизма финансирования вузов?

— Когда мы говорим об интеграции в европейское сообщество и в современный мир вообще, то это предполагает, в первую очередь, интеграцию в систему образования. Существуют общепринятые мировые стандарты высшего образования, которые, безусловно, могут со временем меняться. Но есть определенные требования, которые нужно соблюдать для того, чтобы можно было говорить об интеграции в европейскую образовательную среду. Современная интеграция образовательных систем европейских государств происходит на основе Болонской декларации. Как известно, наша страна тоже подписала необходимые документы о вхождении в этот процесс. Это не накладывает на нас какие-либо юридические обязательства, но подразумевает проведение нами модернизации своей системы высшего образования в соответствии с направлениями развития в Болонском процессе. Болонский процесс представляет собой концептуальную, нормативную, знаково-ценностную, организационную базу для объединения, а также предполагает разработку прозрачного механизма принятия решений. С этой точки зрения внедрение нового механизма финансирования высшего образования в нашей стране — это еще один последовательный шаг к интеграции в европейское пространство. Как известно, раньше вузы знали, что на какое-то определенное количество студентов получат государственное финансирование независимо от качества преподавания, уровня выпускников и других критериев. С этим минимумом вуз мог существовать, содержать своих педагогов и вести образовательный процесс. Остальные средства поступали в вуз за счет студентов, обучающихся на платной основе. Начиная с этого года, государство берет на себя финансирование обучения студентов, но, безусловно, не всех. Новый механизм дает гарантии только знающим абитуриентам. Государственные средства будут направлены на получение образования наиболее знающей частью нашей молодежи.

— Какие изменения произошли в этом году в процедуре вступительных экзаменов в высшие учебные заведения?

— Только что прошли экзамены по третьей группе специальностей. Количество участвующих составило более 30 тысяч человек, из которых 4225 абитуриентов набрали 350 и выше баллов по обоим секторам. Показатели говорят о том, что только эти абитуриенты освоили школьную программу на 50%, и это может быть успешным фундаментом для того, чтобы в дальнейшем они могли учиться в вузе. Их академический успех будет строиться на этих 350 баллах. Однако мы вынуждены допустить к конкурсу всех тех, кто набрал также свыше 250 баллов, так как в этом году представлено 8906 вакантных мест, из которых 2277 мест государственного заказа. При старой системе размещения те студенты, которые набирали 250 баллов, могли поступить в какой-нибудь региональный вуз на бесплатной основе. Сейчас же на это место может претендовать абитуриент, набравший свыше 350 баллов, если, конечно, он планирует учиться за счет государства. Как видите, требования повысились для тех, кого обучает и будет обучать государство. Деньги будут вкладываться в тех, кто доказал, что может и хочет учиться.

— Какие возможности для студентов открывает система подушного финансирования?

— Новая система финансирования позволит молодым людям свободно выбирать вуз независимо от социального и материального положения семьи. Теперь студент при желании может поступить в частный вуз, и он не будет задумываться над тем, что у него не хватит средств оплатить обучение. Ему достаточно будет набрать высокий балл, а остальные заботы возьмет на себя государство. Такой подход накладывает ответственность на студента не только в момент выбора им вуза, но и в дальнейшем, в ходе обучения. Согласно новым правилам, если студент не сдает сессию, срезается на экзамене, то он может потерять право на получение гранта от государства. И тогда эти средства могут быть переданы его сокурснику. Таким образом формируется конкурентная среда, которая должна присутствовать в образовательном процессе. К сожалению, такое мышление пока отсутствует у наших молодых людей. Даже во время вступительных экзаменов абитуриенты пытаются списывать друг у друга. Они не видят друг в друге конкурента. Они не понимают, что тот, кто не готовился к экзамену, может занять место того, кто приложил к этому усилия. Моральный кодекс абитуриентов должен быть таким: «не списывай и не давай списывать другим». Надеемся, что грантовая система позволит сформировать здоровую конкурентную атмосферу в вузах.

— Получается, что благодаря студентам образовательные учреждения получат большую самостоятельность и финансовую автономию?

— Абитуриенты будут выбирать те вузы, в которых действительно можно будет получить качественное образование, где преподавание ведется на современном уровне и отсутствуют разные негативные явления. Страна у нас небольшая, и все прекрасно знают, какая среда сформирована в том или ином вузе. Все прекрасно знают, что есть педагоги, которые не могут передать что-то новое своим студентам, и есть те, которые действительно отдаются своему делу. Теперь студенты будут выбирать вузы на этапе поступления, а университеты знают о том, что вместе со студентами, которые набрали высокие баллы, к ним придут финансы из госбюджета. Безусловно, подводить первые итоги внедрения новой системы вряд ли будет возможно по результатам только этого года.

— Надо ли понимать это так, что нововведение позволит определить нужных стране специалистов, на которые государство не будет жалеть средств?

— Министерство экономического развития проводит очень серьезные исследования по потребностям рынка не только на данный момент, но и на ближайшие годы, чтобы определить, в каких высококвалифицированных специалистах есть нужда. В данный момент на рынке труда существует дефицит определенных кадров. Например, в стране явно ощущается нехватка специалистов в области IT-технологий. К сожалению, любой пользователь персонального компьютера считает, что он специалист, но на самом деле это не так. На самом деле квалифицированные IT-специалисты, занимающиеся системной безопасностью, сетями, базами данных, сегодня нарасхват в частном секторе, и их категорически не хватает в госсекторе. Ощущается также дефицит специалистов в области промышленности высоких технологий, инженерии. Ими могли бы стать выпускники вузов, которые сразу после окончания учебного заведения были бы способны приступить к практической деятельности. Но большинство наших выпускников не способны на это. Поэтому на рынке труда зримо видна нехватка квалифицированных кадров по определенным отраслям. Но, с другой стороны, есть большое количество людей, которые предлагают свои услуги, считая себя специалистами, но не являясь на самом деле таковыми. Они могут подтвердить свои знания только дипломом и не более. Поэтому государство изначально будет вкладывать деньги в тех молодых людей, в академической успеваемости которых будет уверено.

Если человек набирает достаточно высокое количество баллов при поступлении, это говорит о его способности к обучению. Последние исследования показали, что в XXI веке человек в течение своей жизни до пяти раз может менять направление своей деятельности. Некоторые специальности будут вымирать, и человек будет вынужден переучиваться. Мы сейчас отбираем тех абитуриентов, которые не просто накопили какой-то багаж знаний в школе и могут ответить на фактологический тест, а тех, кто владеет определенными способностями, кто может решать практические задания, делать умозаключения. То есть нам сегодня нужны те, кто может обучаться и самообучаться.

— Как вы считаете, способна ли новая система финансирования повысить качество образования в вузах?

— Необходимо привлечь больше молодых педагогов в вузы. Но я, честно говоря, не слышала, чтобы какой-то университет объявлял конкурсы для молодых преподавателей, выделял гранты. До сих пор устроиться в вуз на работу — не так-то просто. Если даже вы хороший специалист, это не говорит о том, что вас сразу возьмут преподавателем в вуз, в лучшем случае — старшим лаборантом.

Сейчас должна начаться, как говорится, «охота за головами». Вузы должны выпускать тех, кого ждут на рынке труда. Во всем мире интеллект уже стал высокооплачиваемым товаром. И если мы не создадим соответствующие условия, то молодые и талантливые люди будут уезжать из страны. Для молодых сейчас больше возможностей, границы открыты особенно для тех, кто владеет иностранными языками. При новой системе финансирования движущей силой в образовании будут студенты, и они будут требовать качественное преподавание. А вузы должны создать соответствующие условия для обучения студентов, повышать уровень педагогов, проводить научные исследования. Поднять рейтинг вуза возможно, только повысив уровень преподавания и очистив образовательную среду от негативных явлений. Если вузы не будут модернизироваться, то они, в лучшем случае, превратятся в музеи научно-технических достижений советской системы образования. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 15 июля. – С. 1-2.