Крепить боевую мощь 

 

Сегодня Азербайджан отмечает 92-ю годовщину

создания Вооруженных сил

 

92 года назад, сразу же после провозглашения своей независимости, Азербайджанская Демократическая Республика приступила к строительству национальных Вооруженных сил. В нынешней независимой Азербайджанской Республике ежегодно 26 июня отмечается как День Вооруженных сил.

Для нашей страны, часть территории которой оккупирована армянскими агрессорами, строительство армии, укрепление ее обороноспособности — особо важный, приоритетный вопрос. Она должна быть всегда готова к освобождению захваченных армянскими агрессорами наших земель, если не удастся восстановить территориальную целостность Азербайджана мирным путем.

Весь мир является свидетелем того, как на протяжении почти двух десятков лет наша страна прилагает огромные усилия к мирному урегулированию карабахского конфликта. Однако неконструктивная позиция Армении сводит на нет все усилия как нашей страны, так и международных посредников. Между тем, как не раз заявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев, мы никогда не отрицали возможность военного пути решения вопроса.

Неслучайно поэтому Азербайджан уделяет огромное внимание строительству современной армии, повышению ее боеспособности. Руководство страны не останавливается ни перед какими бы то ни было затратами на укрепление материально-технической базы Вооруженных сил и удовлетворение всех потребностей армии. На этой неделе обнародовано распоряжение главы государства, предусматривающее меры по усилению социальной защиты, улучшению социально-бытовых условий военнослужащих действительной военной службы Министерства обороны. Пять миллионов манатов из резервного фонда президента страны выделяются исполнительной власти Баку на строительство служебного жилья для военнослужащих.

Президент страны, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Ильхам Алиев, выступая перед военнослужащими по завершении состоявшихся на этой неделе совместных оперативно-тактических учений подразделений Минобороны, Госпогранслужбы и Внутренних войск МВД, за ходом которых он наблюдал, обратил внимание на то, как много сделано в этом направлении за последние годы. «В течение семи последних лет наши военные расходы увеличились более чем в 13 раз, их объем превышает сегодня весь государственный бюджет Армении», — подчеркнул Ильхам Алиев.

Сравнение военных потенциалов, которое привел президент Азербайджана, не случайно, потому что агрессора и тех, кто его поддерживает, убеждает только сила. Нашу страну и ее руководство нередко упрекают в злоупотреблении военной риторикой. Но, как совершенно справедливо отметил Верховный главнокомандующий, мы не заримся на чужие земли, при том, что нынешняя Республика Армения создана на исторических азербайджанских землях. «Речь идет о естественном праве любого государства восстановить свою территориальную целостность. Нарушены элементарные права одного миллиона граждан Азербайджана. Азербайджанцы подверглись этническим чисткам. Из Нагорного Карабаха и прилегающих к нему регионов были изгнаны сотни тысяч граждан Азербайджана. До каких пор мы должны терпеть это?» — заявил Ильхам Алиев.

Понятно, что речь нашего президента была обращена не только к внутренней, но и зарубежной аудитории. Мы никого не пугаем. Мы доводим до мирового сообщества свою позицию, и оно не может отказать нам в праве освободить захваченные агрессором территории, поскольку не может оказать давление на Армению. «Боеспособность, профессионализм, патриотический дух, укрепление материально-технической базы, проявляемое государством внимание и уважение к армии — все эти факторы позволят нам освободить родные земли от захватчиков», — подчеркнул президент. И под этими словами готов подписаться каждый гражданин Азербайджана. 

- Кто из современных авторов детективных романов вам нравится?

- Мне страшно нравится - я его лично знал и восторгался им - Юлиан Семенов. Я смею считать, что продолжаю традиции его политического детектива. Нравится юмор Устиновой, нравились первые вещи Леонова. Но многое мне не нравится, это тоже есть, к сожалению.

- А что именно не нравится?

- Количество насилия, секса. Иногда мне даже делают замечания, что в моих книгах мало секса.

- Так у вас и крови практически нет! Дмитрий Быков в одном московском издании написал: герои Чингиза Абдуллаева не любят убивать! Это поразительно.

- Я верю в печатное слово, верю, что оно воспитывает.

- Многие детективные романы могут служить в полном смысле слова пособиями для начинающих преступников, так подробно и понятно там описываются схемы различных преступлений. Считаете ли вы, что писатель должен четко понимать, о чем можно писать, а о чем нет?

- Безусловно. У меня в одном романе есть место, где Дронго говорит о том, что машину можно взорвать буквально подручными средствами. Тем, что есть у вас дома на кухне и в аптечке. Это простой такой, обычный химический процесс. Но если я этот метод опишу, это значит, что завтра минимум сто мальчиков это все повторят. Есть вещи, о каких не нужно писать.

- Так можно сказать, что писатель нравственно ответственен за то, что пишет?

- Я бы не стал так формулировать. Тут важно, на чьей стороне ты будешь.

- Вы не обращали внимания на парадоксы восприятия публики? Помните, был замечательный сериал "Бригада"? Мне кажется, создатели фильма хотели сказать: ребята, не надо так жить! Будете жить так, получите то, что в конце получили герои. А зрители стали вместо этого романтизировать героев.

- Да, многие пошли организовывать бригады. Романтизм заслонил реальную опасность. Мне кажется, создатели не очень четко выразили свою мысль.

- В чем вы видите бешеную популярность Дарьи Донцовой?

- В основном за счет женщин. Ведь основные читательницы ее романов - немолодые, одинокие и не всегда счастливые женщины. Никого не хочу обижать, но посмотрите, кто основные посетители театров, музеев, выставок? В основном женщины. Часто неустроенные. Не имеющих тех идеалов в лице своих мужчин, которых они желали бы. Эти женщины часто на голову выше мужчин. Больше читающие, больше потребляющие какие-то культурные ценности. Донцову, если перевести ее на другой язык, просто не поймут. Маринину поймут, а Донцову - нет. Донцова - чисто российский продукт, даже если ее на азербайджанский язык переведут, ее все равно не поймут. Хотя, казалось бы, мы все-таки ближе.

- Т.е. вы считаете, что она пишет для определенной группы населения?

- Безусловно. Ее творчество отвлекает от проблем. У нее тиражи больше, чем у Марининой, Акунина, больше, чем у меня.

- Это парадокс!

- Это не парадокс, это нормально, надо учитывать еще и интеллектуальный уровень. Не все же должны читать Станислава Лема или тех же Стругацких.

- Вам не кажется, что такая литература - это просто какое-то оглупление нации?

- Вы знаете, нет. Есть одно выражение, оно мне очень нравится: если при столкновении с книгой остается пустой звук, в этом не всегда виновата книга. Это по большому счету и есть демократия. Каждый берет то, что ему близко. Ты можешь взять серьезную литературу, а можешь легкое чтиво. Посмотрим, будут ли их читать через десять лет. Назвать книги Донцовой серьезными абсолютно детективами нельзя, ну никак, ну при всем желании. Это иронический детектив.

- Да, перепевы Иоанны Хмелевской. Вы согласны, что мысли, которые она внушает из романа в роман, они не очень сильно нравственны?

- Да! Тут я согласен! Нравственные понятия у нее очень сильно размыты. Все-таки задача книги сделать человека хотя бы чуть-чуть лучше. Какое бы развлекательное чтиво это ни было

- Александр Бушков, который сначала был фантастом, переквалифицировался потом в писателя-детективщика, и теперь вместо серьезной качественной фантастики мы имеем легкое чтиво. Как вы считаете, это нормально?

- Абсолютно. Человек имеет право писать в любом жанре. Возьмите того же Конан Дойля.

- Вы бы не хотели переквалифицироваться? Удариться в вашу любимую фантастику, к примеру.

- Мечтаю! Я обожаю фантастику. Но уже как-то не так воспринимают. Есть определенный имидж. Тут уже никуда не денешься

- В заключение принято спрашивать о творческих планах, но о них я спросила вначале. Поэтому в заключение такой вопрос: что бы вы сами себе хотели пожелать?

- Здоровья и только здоровья. Остальное есть. И чтобы с моими близкими и родными было все в порядке и они тоже были здоровы. Так что спасибо, но мне ничего не нужно, главное, чтобы потрясений не было. Счастья пожелать? Счастье, - это когда с твоими близкими все в порядке. Остальное такая глупость! Ну что мне у Бога просить? Пяток новых орденов? Несколько новых фильмов? Ну глупо. Пусть у моих дочери и сына папа и мама доживут хотя бы до семидесяти их лет. В Исландии есть такая поговорка-пожелание, она мне очень нравится: чтобы ты, когда умрешь, ушел в мир иной на плечах своих детей. Сначала вроде думаешь: какое плохое пожелание. А потом понимаешь: как прекрасно уйти в другой мир на плечах своих детей. И не пережить их!

- Какое-то грустное завершение интервью.

- Ничего подобного! Знаете, есть такое выражение: чтобы вы не делали в этой жизни, все равно не выкрутитесь, она плохо закончится! (И Чингиз Акифович звонко и заразительно расхохотался).

 

 

Элеонора АБАСКУЛИЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 26 июня. – С. 1.