Олжас СУЛЕЙМЕНОВ: «Связка Россия—Казахстан может оказать помощь в распутывании карабахского узла» 

 

Вчера в столице Казахстана Астане открылась конференция ОБСЕ по толерантности и недискриминации. Тема эта имеет непосредственное отношение к причинам возникновения и условиям развития этнотерриториальных конфликтов, все еще остающихся взрывоопасными очагами в разных странах, в том числе и на постсоветском пространстве. Председательство Казахстана в ОБСЕ породило ряд важных вопросов относительно эффективности этой организации: конкретно, о возможности отдельных ее членов влиять на общую политику, усиливать механизмы реализации решений. Учитывая, что традиционная дипломатия на данном этапе находится в некотором застое, не порождает новых инициатив, имеет смысл обратиться к методам гражданской дипломатии. На посту страны-председателя ОБСЕ Казахстан может инициировать проведение в Астане в этом году ряда миротворческих конференций по конфликтам на Южном Кавказе и, в частности, по Нагорному Карабаху. Может быть задействован наработанный, благодаря содействию России, формат встреч интеллигенции конфликтующих стран, который условно назвали «дипломатией двух послов». В этой связи предлагается организовать серию визитов в Баку—Ереван—Ханкенди казахстанской общественности с последующей встречей делегации с президентами стран, проведением специальной конференции в Астане, участием представителей интеллигенции из Баку и Еревана. В качестве неформального главы казахстанской делегации эксперты предлагают лидера интеллектуального сообщества Казахстана Олжаса Сулейменова, обладающего большим авторитетом в среде элит всего СНГ. По просьбе корреспондента «Азербайджанских известий» Александра КАРАВАЕВА всемирно известный писатель и общественный деятель высказал свое видение реализации в будущем подобных инициатив.

— Как вы относитесь к идее подключения творческой интеллигенции к международной дипломатии? В какой степени миротворческие инициативы могут сопрягаться с традиционной дипломатией и воздействовать на жесткие политические конфликты?

— Надо использовать все возможности и официальной, и народной дипломатии для справедливого разрешения затянувшегося карабахского конфликта. Миротворческая конференция в Астане по событиям на Южном Кавказе, на мой взгляд, хорошо вписалась бы в программу страны-председателя ОБСЕ. Участие казахстанской интеллигенции в этой работе, конечно, должно быть самое активное. Хорошо бы перед конференцией осуществить серию визитов казахстанской делегации в Баку—Ереван—Ханкенди. И затем, на конференции в Астане, провести обсуждение вместе с представителями научной и творческой интеллигенции конфликтующих стран. Я хотел бы поработать в составе казахстанской делегации. Встретиться с друзьями в Азербайджане и в Армении. Услышать доводы оппонентов.

Олжас Омарович, с конца 1980-х вы активно выступали по многим острым политическим вопросам, затрагивающим Советский Союз. К примеру, по отмене ядерных испытаний, ограничению монополизма КПСС, активизации гражданских и национальных инициатив. Вы многого добились. Как, по-вашему, по сравнению с периодом 1980-1990-х годов есть ли разница в восприятии бюрократией этих инициатив «снизу», то есть тогда было легче пробиться или сегодня? Как к этим инициативам относятся сами граждане? Какова нынешняя эффективность «гражданского формата» во внешней политике?

— В конце 1980-х — начале 1990-х государство, гражданами которого мы с вами являлись, попросту разваливалось. Власти в привычном формате уже не было. Поэтому инициатива снизу стала решающей. Те времена пояснили нам, как тонка, неразличима грань, отделяющая понятия «власть народа» от «власть толпы». Актами демократии назывались демонстрации, стояния на площадях, переходящие в межнациональные столкновения, погромы, резня. Мы еще раз убедились, что любая революция — это, прежде всего, сокрушение государственной власти, период безвластия, который оборачивается большой кровью. Не случайно армяно-азербайджанский или азербайджано-армянский конфликты возникали в 1905 и 1918 годах — революционные годы. И последний — в годы распада СССР. Хотелось бы надеяться, что, в самом деле, последний. Казахстан до конца текущего года, когда завершается мандат нашего председательства в ОБСЕ, должен выработать и предложить миру свой проект архитектуры международной безопасности. И в работе над ним занято не только Министерство иностранных дел Казахстана. Когда вместе работают власть и общество — это и есть демократия. Нас в школе так учили.

К слову, не все понимают аббревиатуру ОБСЕ и потому не грех почаще ее расшифровывать — Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе. Это, конечно, не НАТО: в арсеналах ОБСЕ должны быть конструктивные мысли, концепции мирного развития на подступах к Европе. А подступы эти по регламенту ОБСЕ начинаются от Тихого океана. В зону ответственности ОБСЕ входит и Центральная Азия, и Афганистан, и Кавказ. По сути — вся Евразия. Может быть, со временем в название Организации добавится недостающий гласный «А». Председательство Казахстана напрямую способствует этому.

— С 2002 года вы постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО. Какова практика и результаты подобных гражданских диалогов в Европе? Проводятся ли там межгосударственные форумы творческой интеллигенции?

— Сегодняшняя Европа едва ли послужит нам примером в этом деле. В Брюсселе с 1995 года действует так называемый постоянный форум «Европейского гражданского общества». Он создан для продвижения идеалов европейского федерализма. О действенности его можно судить по влиянию на результаты недавних выборов в Бельгии. Они раскололи страну на три части по языковому признаку. Речь уже идет о создании там конфедерации. И это в стране, которая вскоре должна стать во главе Объединенной Европы. А вот и еще один пример из этого ряда. Вспоминаю — в октябре 2007 года в Париже прошел Международный форум гражданского общества с целью содействия достижению идеалов ЮНЕСКО. Кроме громкого названия мне ничего из того собрания не запомнилось. Оно, по сути, было одним из дежурных мероприятий Генеральной конференции ЮНЕСКО. Обобщая, можно сказать, что Европа всерьез занята своими экономическими проблемами, которые грозят самому существованию Европейского союза. Им не до интеллигентских диспутов, во времена кризиса диалоги банкиров и промышленников гораздо важнее. Европа готова выразить сочувствие, но решать наши проблемы предстоит нам самим. Я думаю, давно и ладно работающая связка Россия—Казахстан может оказать значительно большую помощь в распутывании карабахского узла проблем. Надеюсь на это.

 

 

Азербайджанские известия. – 2010. = 30 июня. – С. 1,3-4.