Если во главе угла — творчество 

 

Конкурс имени Шопена, организованный польским посольством, стал примером профессионального, беспристрастного судейства

 

Недавно в нашей музыкальной культуре произошло событие, достойное не просто быть отмеченным, но послужить примером для подражания. Речь идет о конкурсе юных пианистов им. Шопена, проведенном под патронажем польского посольства при поддержке Минкультуры Азербайджана. Его победителем в старшей возрастной группе стал студент первого курса Сумгайытского музыкального колледжа Фуад Ализаде (педагог Тарана Алиева).

Казалось бы, что в этом такого необычного? А то, что у ребенка этого не было никакой «спины», хотя бы в лице маститого педагога, и, несмотря на подобное, по отечественным меркам, непреодолимое препятствие, он обошел претендентов, среди которых были ученики бакинских школ, в том числе президентские стипендиаты.

Да и вообще на этом конкурсе многое было не «по-нашему». Скажем, его устроители вручили участникам и членам жюри не денежные премии, а памятные подарки в виде издания шопеновских произведений в редакции Эккера (каковые в нашей библиотеке отсутствуют) и коллекции дисков, книг; причем не обидели никого из участников (опять-таки пример воспитательного подхода). А победитель получил возможность поехать в Польшу вместе со своим педагогом. И не просто в увеселительное турне, а на международный конкурс Шопена. Нужно ли говорить о громадной пользе подобной поездки для способного ребенка! И вот в свете такой вот перспективы можно себе представить, какие баталии должны были разыграться за первое место. Результат же оказался столь же неожиданным, сколь справедливым, причем это касалось не только победителя, но и всех участников. Недаром в музыкальных кулуарах говорили потом, что такого замечательного заключительного концерта давно не слышали, потому что не было среди лауреатов ни одного «случайного» лица.

Почему же таковое стало возможным? А по очень простой причине: преподаватели Бакинской музыкальной академии, приглашенные в жюри, которое возглавил польский пианист Станислав Дейа, во главу угла поставили единственно допустимый в таком случае подход, а именно — профессиональный. Иными словами, личному интересу предпочли интерес общественный. Да, да, уж простите за пафосный тон, но выбор достойнейшего из достойных на музыкальном конкурсе, особенно, когда это касается молодых, — дело действительно общественно важное, потому что имеет прямое отношение к развитию национальной культуры. Очень может быть, что наше музыкальное исполнительство потому и находится в таком, мягко говоря, незавидном положении, что многие из самых достойных в свое время были загублены только из-за того, что мешали продвижению пусть не столь же талантливых, но зато «своих».

Впрочем, в наше время принцип личной выгоды нивелировал это различие между людьми талантливыми и посредственными. К примеру, чем обусловлен выбор в нашем городе гастролеров? У меня сильное подозрение, что все тем же принципом личного интереса. Приглашаются те, с кого можно поиметь какую-то пользу, например, сегодня я тебя приглашаю, а завтра ты мне устраиваешь участие в каком-то фестивале или престижном мероприятии. Причем, как правило, предпочтение отдается тем гастролерам, которые не могут составить серьезной конкуренции отечественным исполнителям (особенно это касается пианистов). Но даже именитые музыканты, вроде Башмета, зараженные вот этим духом коммерческого подхода, позволяют себе в Баку играть в полсилы.

Позволю себе предположить, что та же паутина взаимовыгодных соглашений окутывает сообщества отечественных музыкантов: достаточно посмотреть состав участников филармонических и консерваторских концертов. Сущность большинства из них определяется узкими интересами «междусобойчика». Мне могут возразить, что любой человек, затевающий что-то, будет привлекать людей, которые близки ему по духу. Вопрос только, чем определяется этот самый дух. В нашем случае уж никак не критериями шумановского Давидсбюнда или теми, что ставили во главу угла азербайджанские просветители начала прошлого века.

В результате даже самые вроде бы полезные деяния превращаются в галочку из списка проведенных полезных мероприятий. Взять хотя бы такую важную практику, как приглашение зарубежных специалистов, в помощи которых наше образование нуждается сейчас ничуть не меньше, чем во времена Узеирбека. Есть в обучающем процессе два противоположных принципа: натаскивать и обучать. Первое нацелено на сиюминутный успех, своего рода вывеску работы педагога; второе — на всходы, которые проявятся не сразу, в данный же момент существуют в виде привития ученику навыков самостоятельного мышления.

Все, что осуществлял в воспитании молодого поколения Узеирбек, было направлено на долгосрочное действие. Потому и стал возможен «золотой век» музыкальной культуры 50-60-х годов. Сейчас же в большинстве случаев, за редким исключением, деятельность приглашающихся из-за рубежа специалистов ограничивается сиюминутными мероприятиями.

Вы скажете: все упирается в средства. Но ведь нашлись средства, и очень немалые, для организации двух концертов студентов пианистки Оксаны Яблонской, прибывших в Баку из очень дальнего зарубежья. Между тем реальная польза от подобной гастроли несоизмерима с той, которую могли бы принести регулярные мастер-классы той же Яблонской, которая, кстати, числится консультантом Бакинской музыкальной академии, того же Дмитрия Яблонского или какого-нибудь другого мастера. Кстати, не далее, как в этом году, мы были свидетелями замечательной серии уроков-лекций Владимира Виардо. И разве не достойна наша талантливая молодежь такого уровня преподавания! Так что мероприятие мероприятию рознь. Опять же все зависит от того, что ставить во главу угла. Если в основе того или иного начинания — творчество, то и выбор участников, и результаты его будут на это самое творчество нацелены. Как это и произошло на конкурсе им. Шопена. 

 

 

Лейла АБДУЛЛАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 26 мая. – С. 3.