На пути к историческому Маю 

 

Образование независимого Азербайджана было неотвратимо

 

В судьбоносной роли февраля для истории Азербайджанской Демократической Республики сомневаться не приходится. Он положил начало открытым политическим процессам, радикально изменившим природу власти, сознание миллионов людей, доселе не имевших опыта свободно-гражданской деятельности.

В феврале 1917 года все народы Российской империи в едином порыве устремились в бушующее море политических изменений. Революция уничтожила казавшееся несокрушимым самодержавие, привела к крупнейшему социально-политическому конфликту в самой большой стране мира. Идеология стала определять политику, раскалывая страны, нации, семьи.

Сразу после свержения царизма политические и общественные силы в Азербайджане выступили в поддержку Временного правительства новой России. «Все народности России достигли хранившейся в сердцах своих цели. Пал деспотизм. Этот кровавый «жандарм», враг всего народа», — писал в те дни Мамедэмин Расулзаде, лидер крупнейшей азербайджанской партии «Мусават».

В первый после революции месяц слились воедино различные политические потоки, разрозненные классовые интересы, точкой соприкосновения которых на этом этапе можно считать полное доверие и поддержку Временного правительства. Но, несмотря на это, на пространстве бывшей империи начинается распад.

Современные российские историки высказывают порой мысль об отсутствии каких-то неумолимых объективных предпосылок отпадения от России всех крупных национальных окраин. Так, научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Иголкин, в подтверждение этой мысли, утверждает, что Кавказ был регионом, где существовали как имевший глубокие корни сепаратизм азербайджанского «Мусавата», так и стремление ведущей армянской партии «Дашнакцутюн» и всего армянского народа сохранить единую Россию — почти любой ценой. И, видимо, сам же не замечает, что одна уже ссылка на существование этих двух взаимоисключающих позиций опровергает утверждение о незыблемости имперской основы тогдашней России.

27 марта 1917 года в Баку был создан Временный исполнительный комитет Бакинского мусульманского национального совета, председателем которого избирается юрист Мамед-Гасан Гаджинский. Комитет выступает с «Воззванием к мусульманам». В нем выражается неудовлетворенность неполнотой правительственного декрета об отмене национальных и вероисповедных ограничений. Лидеры азербайджанского движения выдвинули задачу создания национальных организаций для «популяризации национально-политических идеалов», чтобы «смело выставить в чистом виде наши… идеалы». Слова «в чистом виде» подразумевали, что национальная идея, могущая быть выше классовых различий в Азербайджане, вполне жизнеспособна, обладает мобилизующим потенциалом.

Первая попытка определить чаяния азербайджанцев в условиях нового революционного подъема была сделана на съезде мусульман Кавказа, проходившем в Баку 15-20 апреля 1917 года. По докладу Расулзаде съезд принимает историческую резолюцию: «Признать, что формой государственного устройства, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на федеративных началах».

С 11 по 17 мая 1917 года уже в Москве проходит Всероссийский мусульманский съезд, который в вопросе о политическом устройстве мусульман подтвердил решения бакинского съезда.

Вопрос о власти был самым важным сюжетом исторического процесса, приведшего к созданию независимой республики в Азербайджане. Уникальность начального этапа этого процесса вытекала из того, что Февральская революция сформировала два типа власти: буржуазно-демократическую республику и советскую власть. Слова Гегеля «народы суть то, чем оказываются их действия» и что устанавливающееся государственное устройство оказывается «не результатом выбора, а лишь таким, которое как раз соответствует духу народа», наглядно иллюстрируются результатом противостояния между двумя моделями власти.

Период до марта 1918 года характеризуется постепенным вытеснением Советами из общественно-политической жизни Азербайджана всех институтов власти, и этот процесс проходит на фоне обострения борьбы между политическими партиями. Однако определяющим фактором стало усиление азербайджанских политических сил, крупнейшие из которых на первый план выводили идеалы национальной самоорганизации. При этом решающий выбор был сделан в результате «соревнования», которое на первом этапе было сравнительно мирным (февраль 1917— март 1918 г.), а на втором вылилось в военные столкновения (март-май 1918 г.), в ходе которых силы Бакинского совета осуществили в Баку и прилегающих регионах Азербайджана настоящую бойню мусульманского населения.

Те трагические события окончательно убедили азербайджанских политиков, участвовавших на тот момент в формировании институтов южнокавказской государственности, в необходимости автономизации политического процесса на территории Азербайджана. Эта необходимость представала жизненно значимой еще и по мере усиления брожения в рамках Закавказской федерации. Образование независимого Азербайджана уже было неотвратимо. 

 

 

Нигяр Максвелл

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 28 мая. – С. 2.