Ахмад ВАХИДИ, министр обороны Исламской Республики Иран: «Мы рассматриваем страны региона как единое сообщество» 

 

По приглашению главы оборонного ведомства Азербайджана генерал-полковника Сафара Абиева вчера в Баку с официальным визитом прибыл министр обороны Исламской Республики Иран, бригадный генерал Ахмад ВАХИДИ. Накануне приезда в Азербайджан он дал эксклюзивное интервью иранской редакции Trend, в котором высказывает свои соображения о состоянии и перспективах азербайджано-иранского военного сотрудничества, путях достижения устойчивого мира и безопасности в регионе.

— Как вы оцениваете нынешний уровень сотрудничества между Азербайджаном и Ираном в военной сфере и области безопасности? Каковы, на ваш взгляд, перспективы этого сотрудничества?

— Между Ираном и Азербайджаном есть очень большая близость с исторической, культурной и религиозной точек зрения и это создало условия для того, чтобы связи во всех областях между двумя странами были на хорошем уровне. Отношения в военной сфере и области безопасности тоже находятся на высоком уровне. Воля руководителей обеих стран в развитии отношений показывает, что они будут развиваться и в будущем.

— До сегодняшнего дня Азербайджан и Иран подписали три договора о сотрудничестве в сфере безопасности. Как они выполняются и какие достижения принесли двум странам? Какие вопросы будут обсуждены во время вашего визита в Азербайджан, будут ли подписаны новые договоры?

— Достигнутые соглашения выполнены и удовлетворили обе стороны. Эти договоры принесли положительные результаты для обеих стран. Их выполнение может сыграть большую роль в создании мира и стабильности в регионе. Во время визита в Азербайджан у нас состоятся обсуждения с официальными политическими и военными лицами этой дружеской и братской страны. Я надеюсь, что этот визит ускорит дальнейшее развитие отношений между двумя странами.

— Россия отказалась поставлять зенитно-ракетные комплексы   С-300 Ирану. Иран объявил, что сам способен производить систему, схожую с С-300. Провели ли вы какие-либо работы в этой области и каких успехов достигли?

— Договор о зенитно-ракетных комплексах С-300, подписанный с Россией, не содержит никаких противоречий международным обязательствам и законам. Этот вопрос был четко прописан в тексте подписанного двумя странами договора. С другой стороны, Россия должна была передать Ирану С-300 за два года до принятия резолюции номер 1929 Совбезом ООН. В этой резолюции также нет никакого упоминания в связи с зенитно-ракетными комплексами. Мы верим, что выполнение странами региона взятых на себя обязательств приведет к достижению общих интересов и целей, созданию крепкой взаимосвязи в области безопасности и усилению взаимного доверия. Мы никогда не пожелаем, чтобы подобные действия остались в исторической памяти иранского народа черным пятном.

Конечно же, как я уже говорил, опытные специалисты министерства обороны Исламской Республики Иран работают над производством зенитно-ракетной системы дальнего действия. Как уже было доказано ранее, иранские эксперты в сфере обороны обладают необходимым потенциалом для самодостаточной работы.

— Как вы относитесь к возможности милитаризации Каспия и мерам по обеспечению безопасности моря?

— Исламская Республика Иран считает Каспийское море морем мира и дружбы. Понимание этой истины и развитие этой мысли приведет к большему обеспечению интересов стран региона, созданию стабильного мира и укреплению всесторонних связей. Это можно сделать в рамках подписанных прикаспийскими странами совместных договоров, путем взаимного сотрудничества по важным региональным темам, а также соблюдения принципов справедливости и всестороннего взаимного сотрудничества. Естественно, что этот процесс станет одним из основных факторов, противодействующих милитаризации в Каспийском регионе, и приведет к стабильности в нем.

— Некоторые западные СМИ характеризуют военные достижения Ирана как фактор опасности на Ближнем Востоке и гонку вооружений. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Западные страны под предлогом нарушения стабильности стараются приписать свой имидж «создающих хаос» другим странам. Они проводят свою политику исламофобии в регионе под предлогом надуманных «иранской угрозы», «шиитской угрозы», «исламской угрозы». Озвучивание подобных мыслей можно оценивать как продолжение этой политики. В производстве оборонных технологий военная доктрина ИРИ основывается на «активном предупреждении» и «новой и активной обороне». С этой точки зрения мы считаем, что наша оборонная мощь находится на службе как исламского мира, так и крепкого мира и прочной стабильности в регионе.

Опыт 32 лет, минувших после Исламской революции, показал, что наша страна не является соперницей или угрозой ни для одной страны в регионе и считает себя государством, имеющим с ними долгосрочные общие экономические интересы. Носящая характер пропаганды политика западных стран проводится в соответствии со стратегией США и Израиля по созданию паники. Страны-гегемоны и связанные с ними СМИ выполняют эту стратегию с целью разграбления природных богатств стран и народов региона в соответствии со своими интересами. Они стараются реализацией проекта «иранской угрозы» оправдать свою гонку вооружений в регионе. Они пытаются при помощи природных богатств и капиталов народов региона спасти от банкротства свои заводы и предприятия по производству вооружений. Разбрасывая семена разногласия между мусульманскими странами региона, они пытаются затенить серьезность опасности «сионистского режима», являющегося основной угрозой для исламского мира. Поэтому государства нашего региона должны быть бдительны и не идти на поводу пиара Запада.

— США и Саудовская Аравия обсудили возможность заключения военного контракта на $60 млрд. Кроме того, и ряд других государств Персидского залива подписали крупные военные контракты и дали странам Запада разрешения на создание военных баз на своих территориях. Может ли это, по вашему мнению, считаться угрозой для Ирана и каков путь решения данной проблемы?

— Мы никогда не считали страны Персидского залива угрозой для себя и не будем считать их таковыми. Здесь важным моментом является то, что, подписывая крупные военные контракты со странами Персидского залива, США никогда не позволят, чтобы исламские страны были равными по мощи с «сионистским режимом». С другой стороны, США стараются, создав военную зависимость, контролировать военную мощь стран региона. США всегда выступают за поддержку военной мощи «захватчиков» Палестины на более высоком уровне, чем арабских и мусульманских стран. Мы должны помнить и то, что для победы на предстоящих в США выборах нынешняя власть должна завоевать поддержку хозяев мощи и богатств Америки и создать себе в стране имидж успешности. Разворачивание же подобных дискуссий, носящих пропагандистский характер, помогает им в достижении этой цели. По нашему мнению, страны региона могут обеспечить свою безопасность. Но создание этой стабильности обеспечивается не расширением милитаризма, а формирующими стабильность всесторонними конструктивными обязательствами. Самый хороший опыт для обеспечения стабильности и мира — расширение интеграции в сфере безопасности и экономического сотрудничества стран региона. Мы не считаем страны региона своими соперниками, мы рассматриваем их как единое сообщество. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 13 октября. – С. 1-2.