Золото взяло новую высоту 

 

Центральный банк Азербайджана  включил драгоценный металл в структуру

валютных резервов страны

 

Вчера мировые цены на золото установили новый исторический рекорд, достигнув уровня $1354 за тройскую унцию. Никогда за последние 50-60 лет цены на этот драгметалл не взбирались так высоко. Причина беспрецедентного роста цен связана с тем, что инвесторы лихорадочно приобретают драгметаллы, уходя от дешевеющих долларовых активов и нерешенных экономических проблем в Европе и США. Однако нынешний рост цен во многом носит спекулятивный характер и не исключено, что в недалеком будущем золотой «пузырь» может лопнуть, как это уже случилось в 2008 году с ипотечным и нефтяным рынками.

В минувший вторник в ходе торгов на мировых биржах фьючерсы на золото продавались по цене $1354,4 за тройскую унцию (31,1 грамма). С начала текущего года этот драгметалл подорожал на $235,7, или 21,1%. Главная причина роста цен на золото связана с тем, что на глобальном рынке продолжает сохраняться неопределенность относительно перспектив мировой экономики. Катализатором роста цен на драгметаллы в начале текущего года стал долговой кризис в Европе: инвесторы Старого Света в массовом порядке переводили капиталы в этот актив, как более надежную альтернативу нестабильной евровалюте и подверженным серьезным колебаниям акциям компаний.

Новая волна роста цен наблюдалась в августе-сентябре: события развернулись на фоне негативных прогнозов на американском рынке труда и недавних заявлений Федеральной резервной системы США о готовности наполнить рынок наличностью, а также на уходе основного экономического советника президента США из его команды. Однако основная долгосрочная причина роста цен на драгметаллы связана с тем, что сегодня на рынке практически нет активов со стабильно растущим трендом. Уже одно только это провоцирует покупки золота, усиливая его роль как инвестиционного актива. Более того, золото имеет практически нулевую корреляцию с остальными инвестиционными активами, то есть является отличным инструментом диверсификации не только для центробанков государств и крупных компаний, но и для простых инвесторов.

Тем не менее столь бурный рост цены на золото настораживает экспертов, считающих, что подобный интерес инвесторов в немалой степени подогрет действиями фондовых спекулянтов. Так, по мнению профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, в мировой экономике нет фундаментальных причин, например гиперинфляции, для такого роста цен на золото. Фактически сегодня подорожание драгметаллов вызвано боязнью инвестировать в долговые активы из-за рисков дефолтов, опасений спада в экономике. Срабатывает психологический стереотип — большинство людей считают, что золото самый надежный актив. Примерно так же, как два года назад, считали, что тарифы на нефть никогда не упадут, а цены на недвижимость всегда будут расти.

Однако, как показывает практика, всякий спекулятивный рост цен на тот или иной товар или фондовый актив рано или поздно заканчивается и нередко завершается резким сдуванием «мыльного пузыря». Большинство мировых экспертов убеждены, что то же самое будет и с золотом — расхождение во мнениях лишь в максимальном уровне цен на этот драгметалл и сроках завершения золотой лихорадки. Так, аналитики крупнейшего французского корпоративного и инвестиционного банка Natixis полагают, что цены на золото к концу года могут достичь пороговой отметки в $1,5 тысячи за унцию и впоследствии будут падать. Ведь в ответ на рост цен драгметаллов увеличиваются объемы поставок — как с горнодобывающих предприятий, так и из вторичных источников, уравновешивая спрос. Следует учесть и то, что сохранение высоких цен продолжит оказывать негативное влияние на спрос со стороны производителей ювелирных изделий, а также иных конечных потребителей. Наконец, позитивные сдвиги в экономике Индокитая и Юго-Восточной Азии вселяют надежду, что традиционные инвестиции начнут приносить более привлекательный доход. Тем самым ограниченная доходность драгоценных металлов и неопределенные перспективы в отношении дальнейшего роста цен на золото приведут к потере интереса инвесторов к этим активам.

Существует и иное мнение, основанное на том, что «золотой пузырь» еще не достиг своего предела, который аналитики прогнозируют в коридоре от $2 до 5 тысяч за тройскую унцию. Они считают, что отход инвесторов от традиционных активов — ценных бумаг, углеводородов и иных сырьевых ресурсов обозначает углубление глобального экономического кризиса и полное исчерпание ресурсов мировой экономической модели, сложившейся с распадом СССР. Таким образом, причины массовой трансформации капитала в сокровище не устранены, а окончательное сдувание пузыря произойдет лишь в момент критического обнищания основной части населения развитых государств, так называемого «золотого миллиарда». Впрочем, процесс этот, по сути, начался: уже не менее половины правительств государств Евросоюза целенаправленно снижают уровень жизни своих граждан.

Какова же позиция правительства Азербайджана по золотому вопросу? Судя по всему, в данном вопросе руководство страны придерживается принципа разумной достаточности и не испытывает желания кардинально диверсифицировать портфель валютных запасов. В первой половине 2010 года совместные стратегические валютные резервы Центробанка и Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) превысили $24,281 млрд, причем более половины композиции валютного портфеля страны пришлись на доллары США, еще 40% составляет евро, остальное — британские фунты либо другие стабильные мировые валюты. Лишь с этого года ЦБА включил в валютную корзину новый актив — добываемое в стране золото. «Золото является универсальной валютой, свободно конвертируется, постоянно покупается и продается, причем в последнее время цены на него растут», — считает глава ЦБА Эльман Рустамов (АПА). Правда, пока что наша страна не осуществляет покупку золота на мировых рынках, а лишь накапливает часть добытых на золоторудных месторождениях Азербайджана драгметаллов.

С середины прошлого года американская компания R.V.Investment Group приступила к поставкам добываемого в Гядабее золота на аффинаж в Швейцарию. Согласно данным Госкомитета по статистике, с июля 2009 года по август текущего года в стране добыто 1533 килограмма чистого золота, причем 1,2 тонны было получено за восемь месяцев текущего года. По словам министра финансов Самира Шарифова, правительство приобретает золото для резервирования в рамках контрактов PSA на разработку золотоносных месторождений Азербайджана. «Сегодня мы ведем переговоры о приобретении очередной партии, объем которой превысит 100 килограммов. С учетом первой партии, направленной в резерв — 99,5 кг, золотой резерв страны может превысить 200 кг, а к началу будущего года с учетом последующих приобретений существенно увеличится», — отметил С.Шарифов.

Последние годы практика включения золота в структуру резервов центробанков государств мира стала повсеместной. Роль первой скрипки здесь играет регион Индокитая: к началу года золотые запасы Индии превысили 550 тонн и составляют сегодня приблизительно 1,5% ВВП страны, а Китай, практически удвоив свои золотые резервы, довел их до 1054 тонн. Эти транзакции приобретают характер тенденции для государств Юго-Восточной Азии и других развивающихся стран, планирующих дальнейшее наращивание золотых накоплений. Согласно прогнозам Всемирного совета по золоту, в текущем году центробанки ведущих государств мира перейдут в разряд чистых покупателей драгметаллов. Однако Азербайджан не намерен слепо следовать в канве мирового тренда — ставка на золото не занимает в политике ЦБА сколь-либо значительного места. Оно и правильно, «золотой пузырь» рано или поздно лопнет, и было бы необдуманно включиться сегодня в игру по скупке дорожающих драгметаллов, рискуя потерять миллиарды в период спада. 

 

 

Азер НАДЖАФОВ

 

Азербайджанские известия. -2010. -13 октября. – С. 2.