Философские гротески 

 

Заур Рзаев, молодой талантливый скульптор, сын известного российского скульптора Фахраддина Рзаева, родился в Москве в 1982 году. Его работу — «Иммануил Кант» — высоко оценили не только в московском сообществе скульпторов, но и на родине великого философа, где планируют отлить в памятник.

Отец и сын Рзаевы — нередкий в творческих кругах пример эстафеты поколений. Фахраддин родом из Зангиланского района (ныне оккупированный армянскими силами) достиг известности уже как российский азербайджанец — он из плеяды современных талантливых скульпторов Союза московских художников. Одна из его известных работ, созданная к 850-летию Москвы, — аллегория из мрамора «Москва-река» в образе женщины: формой тела, волной волос, спокойствием и величавостью она напоминает изгибы полноводной реки.

Стиль Фахраддина Рзаева описывают как романтический лиризм. Его сын Заур художник другого плана. Хотя его работы в выражении объема чем-то напоминают стилистику отца, но интонации и характер экспрессии фигур совсем иные. Мир Заура Рзаева — это аскетичный, иногда жесткий гротеск.

Действительно есть глубокие трансцендентные темы, которые лучше всего передать именно таким образом. Отсюда его столь точный для знатоков философии образ Канта, одинокого стоящего на камне человека, погруженного в свою мысль посреди глади моря.

Готовясь к экспозициям, Рзаев неохотно дает имена своим скульптурам, считая, что название может являться не нужным импульсом, уводящим в сторону от «чистого» восприятия работы. Название, присвоенное «имя», по суждению Рзаева, диктует интерпретацию. А слово может не всегда точно дополнять пластику объема, как, впрочем, и наоборот, ведь эти две системы выражения смысла иногда враждуют.

Заур Рзаев — выпускник Суриковской художественной академии (МГАХИ им. В.И.Сурикова), учился на кафедре Александра Рукавишникова, сегодня работает в мастерских легендарного скульптора Владимира Цигаля, выпустивших в свет не одно поколение талантливых мастеров, поэтому мой первый вопрос — на кого он равняется, есть ли у него кумир.

«Вряд ли, — говорит Заур. — Меня, конечно, сформировал Рукавишников, и, говорят, большое влияние от отца. Я же стараюсь находить внутреннюю опору и не повторять чей-то опыт».

Многие его фигуры действительно напоминают стиль отца, во время учебы Заура спрашивали, не помогает ли ему отец. Собственно, так иногда бывает в династиях, передающих секреты семейного мастерства. Но в случае Заура это не так, даже напротив, в этом родстве как раз и проблема.

— На тебя, наверное, влияет харизма отца?

— Он старается повлиять, дает советы, когда я работаю. Мне это мешает, поэтому не работаю в одной мастерской с ним.

— И все-таки ты стал скульптором? Направил отец?

— Не думаю, в детстве меня к этому не принуждали, не толкали к профессии. Просто мне нравился пластилин. Я постоянно лепил и рисовал. А потом, когда стали направлять, я стал сопротивляться. Например, ушел из художественного училища и был счастлив. И только позднее поступил в Суриковский институт.

— Скульптура снова стала популярным видом искусства, следуя европейской моде, ее пытаются продвигать в города, украшают улицы, придавая им смысловой облик. Что ты думаешь о монументальной политике Москвы?

— Профессиональная скульптура — это все-таки дорогое удовольствие, поэтому ее не так много. С другой стороны, есть городской заказ, муниципалитеты могут сами определять, что они могут себе позволить по бюджету и хотят увидеть у себя. Однако, на мой взгляд, заказов добиваются самые пробивные авторы, результаты их творчества бывают нередко в ущерб качеству работы. Раньше был такой термин — «состряпать фабричную заказуху» — так говорили про советские памятники, выполненные по партийному заказу. В какой-то степени ситуация повторяется и с возникновением скульптурного ширпотреба, хотя задача скульптора — не поразить эффектом, а затронуть чувства зрителя.

— Как происходит процесс лепки? Сначала ты делаешь из пластилина, потом бронза. А есть ли какие эксперименты с материалом?

— В основном это все-таки бронза с добавлением различных компонентов, например, патины, дающей отлив цвета от зеленого до черного. В Европе, кстати, стали делать скульптуры из очень легких материалов: пенопласт с гипсом, затем его заливают в пластик, напоминающий эмаль. В Португалии мы вместе с отцом делали небольшой скульптурный заказ именно таким образом. Технологически дешево и быстро.

Диплом Заура Рзаева был на тему скифских орнаментов. В Историческом музее Москвы проходила выставка археологических реликвий. Он срисовывал орнаменты оленей на ритуальных бляхах. Рассматриваю скульптуры в мастерской, нахожу миниатюрную фигуру человека-птицы. Спрашиваю, чем навеяна.

— Карлосом Кастанедой, был период — я интенсивно читал его произведения…

— А чем занимаешься в свободное время?

— Невозможно свой творческий канал держать постоянно открытым, требуется релаксация. Я увлекаюсь восточной гимнастикой, единоборствами. Совершенствуюсь в кендо. Меня интересует холодное оружие, мечи, ножи...

— А Азербайджан? Какие у тебя остались воспоминания?

— Скорее это воспоминания из детства. Наша семья родом из Зангиланского района. Помню, было такое местечко, кажется, Кенаф. Там протекала небольшая река, по берегам которой стояли грандиозные платаны, может, они были и не очень большие, но мне так казалось. Их ветви нависали над потоком, я забирался на них и смотрел на форель. Последний раз, когда я там был, мы с ребятами играли в этом месте и вдруг услышали грохот. Напротив, была гора, а за ней азербайджанское село. Его бомбила артиллерия или авиация, не знаю. Мы спрятались за эти деревья, они были так велики, что, казалось, полностью нас укрыли. Когда нас спешно забрали родители, с дороги мы увидели столбы дыма, эта деревня сгорела дотла.

— Получается, твои родственники беженцы?

— Фактически да. Осенью того года мои родственники отправились забрать дедушку из санатория, но вернуться домой уже не могли. Так и эвакуировались, без денег и документов…

С работами Заура Рзаева можно познакомиться в ЦДХ на Крымском валу в ноябре, когда там состоится выставка молодых скульпторов России, а также увидеть на сайте www.gallery.ru. 

 

 

Софья КАРАВАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 20 октября. – С. 3.