Махмуд КЕРИМОВ, президент НАНА: «Мы придаем очень важное значение международным научным связям» 

 

Азербайджанская наука хоть и медленно, но достаточно уверенно возрождается. Благодаря вниманию и заботе руководства страны за последние годы значительно возросли объемы финансирования научных исследований, укрепляется материально-техническая база научных учреждений, налаживается система подготовки молодых ученых. О том, как осуществляются эти процессы, а также ряде других аспектов развития отечественной науки рассказывает в интервью агентству 1news.az президент Национальной академии наук Азербайджана Махмуд КЕРИМОВ.

— Какие изменения предвидятся в сфере науки в ближайшее время?

— С началом нового учебного года в отечественной науке наблюдается некоторое оживление. Состоялись три международные конференции с участием наших видных ученых, а также их коллег из многих стран мира. Подобного рода мероприятия являются неотъемлемой частью нашей деятельности. Мы долгие годы были оторваны от своих коллег. Сейчас же появилась возможность возобновить старые отношения и развивать новые. В настоящее время продолжается работа с экспертами ЮНЕСКО для реализации целей, заложенных в программе развития науки, утвержденной президентом страны. Как стало известно, японское правительство выделило грант на подведение итогов. После того, как эксперты представят свои рекомендации, мы выберем те, которыми сможем воспользоваться как руководством к действию. Второй важный момент, которым мы были заняты весь этот год, — разработано положение о докторантуре, проведена большая работа по отбору специальностей, которые приоритетны для нас на данной ступени. Все предложения были проанализированы и представлены на рассмотрение Кабинета министров.

Но самым важным событием этого года стал указ президента о выделении 500 тысяч манатов для подготовки докторантов в передовых научных центрах Европы. Мы провели отбор молодых докторантов в Академии наук и скоро отправим их на обучение.

— Какие условия поставлены перед молодыми докторантами?

— Те молодые специалисты, которые пройдут обучение в лучших научных центрах, смогут по возвращении применить свои знания у нас в стране. Молодым ученым будет также предоставлена возможность стажировки за рубежом, защиты диссертаций, налаживания научных связей. Для нас это очень важно. Перед кандидатами ставится обязательное условие возвращения обратно в Азербайджан. С каждым из участников проекта заключается контракт. Предпочтение отдано техническим наукам. Стране нужны квалифицированные физики, химики, биологи, математики. А обучаться они будут в Германии, Франции, Великобритании. Как известно, в начале этого года для поддержки наших ученых был создан Фонд развития науки. В настоящее время проходит техническая экспертиза представленных работ. Те проекты, которые получат положительную оценку экспертов, будут представлены в ученый совет. Победители получат гранты. Институт физики уже получил один грант, который позволит приобрести необходимое оборудование для исследований. Отличие нашего фонда, к примеру, от российского, заключается в том, что мы выделяем гранты в больших размерах на ограниченное количество проектов, в то время как наши российские коллеги предпочитают охватывать как можно больше проектов, распределяя средства поровну. Это может быть вполне оправдано, но мы все же посчитали, что целесообразнее направленно использовать выделенные средства и создать хорошую научную базу.

— Насколько часты выезды наших ученых за границу, их участие в международных проектах?

— Я придаю международным связям важное значение. Это не только дает возможность Азербайджану войти в мировое научное пространство, но и позволяет перенимать от зарубежных научных центров самые передовые технологии, методы. Иными словами, позволяет нам подтянуться до уровня европейских стран, идти в ногу со временем. В 2009 году около 700 ученых выехали за пределы страны для участия в международных мероприятиях, научных программах. Это лишь те специалисты, которые прошли регистрацию в отделе зарубежных связей НАНА. По моим сведениям, в этом году цифры должны возрасти. Считаю, что если бы не некоторая стесненность в средствах, командировок было бы больше. Пока многие сотрудники Академии наук выезжают из страны по приглашению или оплачивают все расходы на поездки самостоятельно.

— Не редкость, когда талантливые ученые уезжают за границу и остаются там работать. Как вы к этому относитесь?

— Во всех наших научных учреждениях есть люди, которые активно работают с иностранными коллегами, часто выезжают за рубеж. Есть и те, кто остается там работать над проектами. Я лично собираю книги, изданные нашими учеными за рубежом во время их совместных проектов с коллегами. Конечно, мне очень жаль, когда молодые специалисты покидают страну. Но сейчас таких случаев становится все меньше. Существует несколько способов привлечения талантливой молодежи в науку. Одним из важных является выделение президентских стипендий, грантов. Мы создали Центр интеллектуального развития молодежи, который старается организовать работу молодых ученых, содействует их участию в различных мероприятиях. Огромная заслуга в этом принадлежит Министерству молодежи и спорта, которое поддерживает активных ребят. Нужна систематическая работа, чтобы молодежь закреплялась и оставалась в науке.

— Вы верите в то, что когда-то азербайджанские ученые смогут достичь того же уровня, что и их европейские коллеги?

— Если быть предельно искренним, то мы ненамного отстали от зарубежных коллег. В период распада бывшего Советского Союза многие наши ученые покинули страну. Сейчас они разбросаны по всему миру. С некоторыми мы поддерживаем связи, с другими она давно утеряна. Только в последние несколько лет мы стали подниматься на ноги. Однако наши расходы на оплату труда ученых пока ниже, чем в других странах. Тем не менее уровень финансирования науки в Азербайджане растет из года в год. Думаю, недалек тот день, когда и мы сможем гордиться результатами, достигнутыми нашими учеными.

— На каком этапе развития находятся нанотехнологии в Азербайджане?

— Мы хоть и с опозданием, но начали этот процесс. Нанотехнологии — дорогостоящая сфера. Здесь требуются самые последние технологии для проведения полноценных исследований. Пока у нас нет всего необходимого для этого, поэтому мы не можем добиться серьезных успехов в данной сфере. Но это не говорит о том, что работы не ведутся. Приведу пример. Нанотехнологии вот уже несколько лет используются в нефтяной отрасли. Специалисты покрывают внутреннюю поверхность труб нанокомпозицией, что сильно затормаживает процесс налипания парафина. Это одна из важных проблем в нефтедобыче. Трубы постоянно нужно подвергать чистке, а процесс этот и трудоемкий, и достаточно затратный. Было принято решение экспериментально на нескольких буровых вышках применить нанотехнологии. Результат оказался весьма обнадеживающим — трубы более четырех сроков проработали без замены. Чтобы развивать эту отрасль на должном уровне, пока был осуществлен пилотный проект для Института физики, но, надеемся, таких проектов будет больше. Нам необходимо развиваться в этом направлении. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 27 октября. – С. 1-2.