Таир АЛИЕВ, продюсер: «Мы готовы помочь вывести азербайджанские фильмы на мировые рынки» 

 

Наступившая календарная осень оказалась весьма плодотворной для азербайджанских кинематографистов, о чем и рассказывают публикации нашей сегодняшней полосы «Культура». Вместе с тем совершенно очевидно, у начавшегося возрождения национального кино имеется огромный не реализованный еще потенциал. Об этом и многом другом размышляет в интервью 1news.az генеральный продюсер компании Helmi Films (Финляндия), магистр Университета прикладных наук Финляндии (продюсирование аудиовизуальных проектов), председатель Европейского центра культуры и искусства (Финляндия) Таир АЛИЕВ.

 

— Учитывая то, что вы уже не один год работаете на финском телевидении, интересно было бы узнать, как вы оцениваете качество работы азербайджанских телеканалов?

— На мой взгляд, возможно, основной проблемой отечественных телеканалов является отсутствие у них четкой концепции работы. Складывается ощущение, что на местных телеканалах просто не выработали четких механизмов борьбы за зрителя, не определили, для чего вообще выходят в эфир те или иные передачи, и почему — именно в то или иное эфирное время. Возможно, удивлю вас, но единственный азербайджанский телеканал, концепция которого понятна, — это «Идман-Азербайджан». Тут все очевидно — телеканал создан для того, чтобы в его эфире демонстрировалось все самое лучшее из мира спорта. Нужно отметить также определенные успехи телеканала Ictimai в области выработки концепции культурного просвещения и определения моральных ориентиров для будущих поколений. У остальных местных телеканалов четкой концепции работы я не заметил.

— А каков, на ваш взгляд, кадровый потенциал наших телеканалов?

- Для того, чтобы дать точный ответ на ваш вопрос, необходимо детальное исследование персонала каждого из каналов. Я такого рода исследований не проводил, но предположу, что в Азербайджане немало профессионалов, способных создать очень высококачественный телевизионный продукт. Другое дело, что в Азербайджане нет профессиональных продюсеров. Тут вообще извращено понятие этого слова — в лучшем случае их приравнивают к организаторам чего-либо, исполнителям заказов всякого, кто заплатит. Это — ошибка.

В любом западном продакшене продюсер — это босс, непререкаемый авторитет, профессионал высочайшего класса в своей области, мнение которого — закон для всех. Образно выражаясь, продюсер на Западе — это директор огромного частного предприятия, которое выпускает какой-либо высококачественный, брендовый товар. Кроме того, существуют различные направления продюсерской деятельности. Есть музыкальный продюсер, есть исполнительный, генеральный — каждый отвечает за свой, отдельной взятый фронт работы, соблюдая субординацию во взаимоотношениях со своими коллегами, но будучи абсолютно независимым в выборе методов по «изготовлению» высококачественного «продукта». Увы, на азербайджанских телеканалах напрочь отсутствует понимание функций продюсеров, что в конечном счете сказывается на уровне передач, который, на мой взгляд, пока оставляет желать лучшего и уж точно не выдерживает конкуренции с тем, что демонстрируется на телеканалах европейских государств.

— Давайте пойдем от обратного. Что конкретно даст появление на азербайджанском телевидении высококлассных, европейского уровня продюсеров?

— В первую очередь — к смене ориентиров. Пора уже понять, что продюсирование — это бизнес. Соответственно тот, кто вкладывает свои деньги в этот бизнес и рассчитывает получить прибыль, напрямую заинтересован в том, чтобы его проект был качественным, а говоря о телевидении, смотрибельным и рейтинговым. Естественно, что ситуация, при которой продюсером называют нанимаемого кем-то человека, которому выделяют деньги на то, чтобы он подготовил и вывел в эфир какую-то передачу, не способствует появлению его личной, кровной заинтересованности в ее успехе, ибо он не вкладывает в нее деньги, не рискует их потерей и не способен получить прибыль в случае успешности проекта. Именно поэтому в эфире отечественных телеканалов так много проходных, неинтересных передач.

— Как обстоит дело с наличием продюсеров в западном понимании этого слова в иных странах Южного Кавказа?

— Если мы говорим о Грузии, то очень много фильмов из этой страны спонсируется со стороны Европы. В качестве аргумента делается заявление о том, что грузинское кино имеет славные традиции. Но ведь и у азербайджанского кино есть своя история! Увы, все упирается в то, что в Грузии успешно развивается концепция продюсирования художественных фильмов, чего нет в Азербайджане. Что же касается Армении, то концепция продюсирования фильмов там вообще работает в конвейерном режиме. В итоге, открыв каталог Берлинского кинофестиваля, вы можете убедиться в том, что за последние 3-4 года там нет упоминания ни об одном азербайджанском фильме, ибо от нашей страны никто не представлялся на этом престижном кинофестивале. Тогда как за указанный срок Армения представила на этот фестиваль порядка 20 документальных фильмов, почти половина из которых — о Карабахе. Все эти фильмы были сняты на деньги специального «Синема фонда», который функционирует в рамках Берлинского кинофестиваля. Этот фонд выделяет деньги на снятие фильмов в странах третьего мира или в развивающихся странах, к которым они причисляют и наш регион. Армяне активно осваивают эти фонды и, по сути, проводят часть своей идеологической работы за счет их средств. Азербайджан не использует эту возможность. Почему? Вы будете смеяться, но все дело в том, что от Азербайджана никто не подал ни одной заявки в «Синема фонд» с идеей снятия документального фильма на ту или иную тематику. Поэтому сейчас наша Helmi Films пытается найти в Азербайджане продакшн-компанию, с которой на договорной основе можно будет реализовать данные проекты. Мы готовы помочь местным телеканалам и частным продакшн-компаниям получать средства из европейских фондов для развития индустрии документальных и художественных фильмов в Азербайджане. При помощи наших продюсеров, которые готовы работать в тандеме с местными компаниями, мы сможем выводить азербайджанские фильмы на европейский рынок. А это было бы огромным плюсом в информировании европейцев об Азербайджане.

— Какого рода идеи должны быть представлены в «Синема фонде» для того, чтобы получить из него средства на съемку картины?

— Начнем с того, что я выступаю за документальные, а не художественные фильмы, потому, что именно они выходят в эфир ведущих телеканалов ведущих стран Европы. Что до идеи, то, уверяю вас, на фильм, в котором рассказывалось бы о причинах и последствиях армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, денег там не дадут. Но их вполне могут дать для снятия фильма, в котором будет рассказана интересная для зрителя история одного, отдельно взятого человека, пострадавшего в итоге данного конфликта, потерявшего своих родных в результате геноцида в Ходжалы, но выжившего всем бедам и горестям назло, сохранив веру в жизнь. При этом темы геноцида в Ходжалы и армяно-азербайджанского конфликта должны быть не главными составляющими фильма, первичным должен быть рассказ о судьбе человека, а все остальное — фон. Но зато будет снят азербайджанский фильм, в котором будет упомянуто о трагических моментах истории нашей страны сквозь призму истории жизни отдельно взятого человека, который будет демонстрироваться по ведущим европейским телеканалам в прайм-тайм. Армяне давно поняли, сколь много плюсов в умелом использовании средств «Синема фонда». Пора воспользоваться этим шансом и нам. Поэтому мы и предлагаем сотрудничество Азербайджану, поэтому мы готовы помочь вывести азербайджанские фильмы на мировые рынки.

— Каким вы видите путь решения данной проблемы?

— Он прост — нужно привлекать в Азербайджан высокопрофессиональных продюсеров из ведущих европейских стран, чтобы они подготавливали местных специалистов. Если же еще более конкретно, то я являюсь председателем Европейского центра культуры и искусства от Финляндии. Мой статус позволил пригласить в Азербайджан 12 высокопрофессиональных европейских продюсеров в области кинематографии, театра, цирка, уличных фестивалей и иных областей, каждый из которых будет не только реализовывать проекты в нашей стране, но и готовить местных специалистов. Кроме того, в наши планы входит открытие в Баку Дома культуры Европы, в котором будут организованы выступления ведущих европейских артистов, музыкантов, писателей и поэтов. В частности, мало кто в нашей стране знает одного из самых на сегодня востребованных европейских композиторов Хермана Речбергера, который является автором двухчасовой увертюры «Гобустан». Этот человек влюблен в Азербайджан, и мы планируем организовать его приезд сюда, чтобы он мог дать здесь мастер-классы. Мы также планируем организовать в Баку традиционный международный фестиваль документальных фильмов «Золотая бута», на который приедут ведущие европейские документалисты, деятели кино и продюсеры.

Особо хочу сказать об участии в осуществлении различных проектов на международном форуме по межкультурному диалогу, который будет проведен в Баку в 2011 году по инициативе президента Ильхама Алиева. Одним словом, у нас далеко идущие планы, и мы очень надеемся на помощь в их реализации.

 

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 15 сентября. – С. 3.