Жизнь во имя будущего 

 

В пантеоне выдающихся деятелей азербайджанского искусства Узеир Гаджибейли по праву занимает особое место

 

Разносторонняя, поистине ренессансная творческая личность Узеира Гаджибейли, его неутомимая просветительская деятельность по приобщению азербайджанского народа к новым, доселе неизвестным широким слушательским массам формам музыкального искусства привели к зарождению в Азербайджане профессиональной композиторской школы. С гениальным предвидением он сумел воссоединить, синтезировать в своей первой опере «Лейли и Меджнун», казалось бы, несовместимое — традиционный европейский жанр оперы и азербайджанский мугам, являющий собой высокоразвитую форму профессионального искусства устной традиции. И сумел сотворить настоящее чудо: его опера «Лейли и Меджнун», первая опера на всем мусульманском Востоке, была безоговорочно, восторженно принята народом и уже более века по-прежнему остается любимейшим произведением национальной музыкальной классики.

Узеир Гаджибейли был смелым первопроходцем во всех областях духовной и общественно-политической жизни своей страны. Сама жизнь, историческая необходимость выдвинули в его лице личность музыканта нового типа, который добился поразительных результатов в строительстве музыкальной культуры своей страны, преодолев пропасть, прежде разделявшую национальное искусство с его великолепными традициями народного песнетворчества, сложнейшими формами мугама и традициями европейской музыкальной культуры.

Именно благодаря великому Узеирбеку и созданной им национальной композиторской школе, одной из самых ярких на просторах бывшего Советского Союза, азербайджанская музыка органично влилась и стала неотъемлемой частью мировой культуры. А созданные им образцы новых для национального искусства жанров мугамной оперы и оперетты — «Лейли и Меджнун», «Шейх Санан», «Рустам и Зохраб», «Шах Аббас и Хуршудбану», «Асли и Керем», «Гарун и Лейла» — стали вехой в развитии азербайджанского музыкального театра в начале ХХ века.

Бесценно значение музыкальных комедий композитора. Злободневные по тематике, острые по беспощадно разящему недостатки и пороки современного ему общества языку, блистающие живым искрометным юмором, они сохраняют свою актуальность и продолжают радовать слушателей и в наши дни. Поистине всенародная любовь к этим творениям — еще одно яркое доказательство его необыкновенного таланта драматурга-комедиографа, ведь Узеирбек был и автором либретто всех своих дореволюционных опер и музыкальных комедий.

Щедро наделенный способностью подмечать все приметы времени и характеры людей, он чутко отзывался на животрепещущие проблемы современной действительности. Невозможно забыть остроумные сцены из его комедий «Эр вэ арвад», «О олмасын бу олсун», «Аршин мал алан». Чего стоят диалоги гостей в сцене угощения в доме Рустам бека, сцена шумного недовольства в бане с целью избежать оплаты услуг и взвалить все расходы на плечи незадачливого жениха, монологи бедного хамбала, так и не дождавшегося столь желанного «бир аббасы»… А рассуждения великовозрастного жениха Мешади Ибада о том, в каком виде предстать ему перед лицом юной невесты Гюльназ, и решение, что самое лучшее — сидеть без папахи («Это ей понравится, подумает, что я — образованный человек») — к сожалению, некоторые наши современники недалеко ушли от понятий этого персонажа и в суетном ХХI веке.

В оперетте «Аршин мал алан» композитор смело поднял свой голос в защиту восточной женщины, отстаивая право молодых людей выбирать спутника жизни по своему желанию, провозглашал свободу проявления чувств и уважение человеческой личности. Ведь недаром прелестная Гюльчохра вызывает такой гнев отца, когда говорит о своем естественном желании познакомиться с будущим спутником жизни: «Мне противно. Как нас выдают замуж? Не знаешь, за кого выходишь, кто тебе попадется в мужья, какой он: молодой, старый, плешивый, паршивый, может быть, изверг какой-нибудь, еще бить будет... Нет, пока я не увижу жениха и не полюблю его, я замуж не выйду. А вы выходите, пожалуйста, с закрытыми глазами». Я думаю, что многим нашим девушкам есть чему поучиться у героини Гаджибейли — смелости, преданности, верности своему идеалу.

Еще одна грань творческого дарования Гаджибейли — его публицистика, активная журналистская деятельность, позволившая ему занять достойное место среди таких выдающихся мастеров пера, великих сатириков, как Мирза Алекпер Сабир, Джалил Мамедкулизаде... Будучи совсем молодым человеком, девятнадцатилетним юношей, он начал выступать со своими статьями в газетах «Хаят», «Иршад», «Тэрэгги», «Хаят», «Йени игбал», «Азербайджан». Его публицистика охватывала самые различные проблемы, чутко откликаясь и отображая все стороны общественной и государственной жизни страны и ее отдельных граждан.

Читая фельетоны Гаджибейли, современный человек не может удержаться от сравнений и аналогий с животрепещущими проблемами нашей действительности. Чего стоит хотя бы этот короткий отрывок: «Один из приемов письма таков: мы должны стараться, биться, домогаться, спорить, ругаться, приложить усердие, показать рвение, радение, самолюбие, брать пример, садиться, вставать, бить, свалить, тогда авось выйдем вперед. Но, по-моему, мы должны взяться за дело, взяться за дело! Не говорить пустых слов, пустых речей, отказаться от пустословия. ВОТ И ВСЕ!». Поистине, чем не девиз для всех времен и народов!

А как остро звучат афоризмы из знаменитой серии «Ордан-бурдан»: «Есть у нас такая поговорка «Рука руку моет, а обе — лицо». Есть у нас такой порядок: рука руку моет, а обе — царапают лицо, выцарапывают глаза... Есть у нас такая поговорка «Давай посидим врозь, но поведаем правду». Есть у нас такой порядок: всегда ползай на коленях и говори ложь». По-моему, комментарии излишни...

Фельетоны и критические статьи Гаджибейли всегда посвящены актуальным вопросам времени, здесь и потрясающие по своей меткости, убийственным выводам заметки «К созыву Думы»: «Правительство готовится к этому с мыслью, сможет ли оно созвать такую Думу, которая сумела бы заставить народ плясать под свою дудку. Народ же, угадав эту мысль, старается создать такую Думу, которая заставила бы правительство плясать под свою дудку. Итак, лишь один Аллах знает, кто будет играть и кто будет плясать!». Он смело обличает зверства «культурных англичан» в Египте, иронизирует по поводу предстоящей европейской конференции, критикует разыгравшийся захватнический аппетит ведущих европейских держав, претендующих на чужие территории, и, в то же время, воссоздает такие колоритные картинки местной жизни, как, например, «К вопросу о женитьбе», или так описывает «прелести» путешествия по трассе Евлах– Шуша, что читатель поражается тому, что все эти миниатюры написаны не сейчас, а почти сто лет тому назад.

К какой бы сфере необъятной творческой деятельности Узеира Гаджибейли мы ни обратились, везде он проявлял себя как просвещенная личность, бесконечно преданный своей земле патриот. Его целью было просвещение народа, повышение его образовательного уровня, приобщение к общечеловеческим ценностям. Движимый этими благими помыслами, Узеир Гаджибейли издает в 1907 году «Русско-татарский и татарско-русский словари политических, юридических, военных и многих других терминов», сыгравший большую просветительскую роль. Он создает учебник арифметики, переводит на азербайджанский язык повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

А ведь при этом ни на мгновение не прекращаются его насыщенная творческая работа, а также поистине титанический труд по организации в Азербайджане новых учебных заведений, создается современная система профессионального музыкального образования в республике. Кроме того, по инициативе композитора возникают новые, до того времени непредставимые для национального слушателя исполнительские коллективы — нотный оркестр народных инструментов и многоголосный хор. Огромна роль Гаджибейли в том, что в столице страны открывается Тюркский музыкальный техникум, на базе которого была образована Азербайджанская государственная консерватория, ставшая кузницей музыкальных кадров республики. Одним из первых выпускников консерватории был талантливый композитор Асаф Зейналлы, а далее следует целая россыпь блистательных имен — «питомцев гнезда Узеирбека», составивших славу и гордость азербайджанской композиторской школы ХХ века.

Ратуя за всестороннее образование молодежи по европейскому образцу, Узеир Гаджибейли никогда не забывал о привлечении внимания к тщательному изучению и индивидуальному претворению богатых традиций азербайджанской музыки, ее сложной развитой ладовой системы. Именно он разработал программу и внедрил в учебный процесс курс «Основы азербайджанской народной музыки». Великий композитор на протяжении всей жизни занимался изучением специфики восточной музыки, строения и классификации азербайджанских ладов. Изданный в 1945 году его капитальный научный труд «Основы азербайджанской народной музыки» послужил основанием для избрания его действительным членом созданной в это время Академии наук Азербайджана.

Венцом композиторского творчества Узеира Гаджибейли стала гениальная опера «Кероглы», премьера которой состоялась 30 апреля 1937 года, почти через тридцать лет после первого показа «Лейли и Меджнуна» в январе 1908 года. Путь, пройденный композитором за это время, его пристальное изучение азербайджанских ладов, фольклора, тенденций современного оперного творчества привели к непревзойденному результату. Практически при отсутствии фольклорных цитат, композитор мастерски, очень органично воплощает синтез европейской оперной формы с традициями народного эпического искусства, одновременно добиваясь удивительного сочетания, синтезирования различных ладовых особенностей национального искусства и европейской мажорно-минорной системы. Опера «Кероглы», ее героическая, вдохновенная музыка и совершенная драматургия выдвигают Узеира Гаджибейли в один ряд с лучшими произведениями таких корифеев национальной оперы, как Верди в Италии и Глинка в России.

Самим фактом рождения Узеира Гаджибейли в прекрасной Шуше, которую недаром называли консерваторией Кавказа, ставшей родиной многих выдающихся деятелей музыкального искусства Азербайджана, судьба предопределила ему высокое предназначение и уникальную миссию создателя, основоположника азербайджанской классической музыки.

О необыкновенных человеческих качествах Узеира Гаджибейли — его порядочности, честности, доброте, преданности, отзывчивости к проблемам других, помощи нуждающимся студентам ходят легенды. Сам великий Узеирбек никогда за повседневными делами и заботами не забывал о будущем и призывал к этому других: «Каждая нация имеет свое будущее. Положительное или отрицательное этого будущего зависит от самой нации. Высоко ценя свое будущее, мы должны дорожить им. Мы должны подготовить такую почву, чтобы наше потомство жило без напряженного труда; хотя бы оно не столкнулось с трудностями, нами оставленными. Мы должны подготовить такую плодотворную почву, чтобы будущее поколение жило спокойно и уверенно, нашло мощный рычаг для дальнейшего прогресса и эволюции».

Эти пронизанные любовью к своей стране и народу слова и сегодня полны смысла и высокого содержания. 

 

 

Рейхан АЛИЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 18 сентября. – С. 3.