Торжество рояля как торжество музыки 

 

Концертная программа квартета молодых, но уже известных пианистов включала и произведения, редко звучащие в Баку

 

В рамках проходящего в нашей стране гаджибековского музыкального фестиваля любителей музыки ждал необычный сюрприз — выступление ансамбля пианистов с многозначительным, интригующим названием — «Торжество рояля». В его состав вошли четыре прекрасных пианиста — Александр Гиндин, Сергей Кудряков, Юрий Фаворин (все — представители РФ) и Давид Лайвли (США). На сцене Азгосфилармонии бакинских меломанов ждала неожиданная картина: четыре огромных концертных рояля, заполнивших собой все пространство, как бы застыли в напряженном ожидании музыки.

С появлением музыкантов — известных молодых пианистов, уже уверенно заявивших о себе в мире искусства, в зал полились грандиозные звуки вагнеровской увертюры к опере «Тангейзер» (в транскрипции Бурхарда). Вагнер вошел в историю музыки как гениальный оперный реформатор, симфонизировавший оперу. В его лучших творениях роль оркестра, симфонических эпизодов поднята на невиданную высоту, а голоса певцов зачастую трактовались как голоса оркестра. И тем более сложной представлялась задача исполнителей, которым предстояло озвучить эту известную симфоническую партитуру. Дело в том, что на рояле сложно воссоздать тембровую составляющую оркестровой ткани, то есть передать специфику звучания различных инструментов. Но исполнители с блеском справились с этой непростой задачей, в их исполнении слушатели смогли почувствовать суровую красоту хорала меди в теме пилигримов, стенания струнных в теме страданий Тангейзера, а в особенности — красочную музыку центрального эпизода увертюры, чувственно восторженное звучание гимна Венере.

Концертная программа включала и произведения, мало известные у нас и редко звучащие в Баку. И публика с большим интересом восприняла Концерт для четырех фортепиано 1,C-dur, Quator concertant К.Черни. Имя Карла Черни, композитора и пианиста — виртуоза, ученика самого великого Бетховена, известно всем, кто учится игре на фортепиано. Черни можно назвать королем этюдов, упражнений, предназначенных для выработки различных видов пианистической техники. Его концерт, исполненный довольно редко встречающимся в практике квартетом пианистов, прозвучал как Большой этюд, озорно и игриво представленный слушателям — даже с некоторой долей иронии.

Жизнерадостный, легкий, шутливый характер музицирования, временами явно ассоциировавшийся с настоящим учебным экзерсисом, наглядно демонстрирующим различные виды технических приемов фортепианной игры, одновременно покорял слушателей искренностью и изяществом лирических тем. Особенно к месту органично прозвучала в контексте тема Кампанеллы (колокольчиков) из финала скрипичного концерта Паганини. Эта тема, использованная Листом в его фортепианной транскрипции и остроумно вставленная, как мне кажется, самими исполнителями в Концерт, как бы провела невидимую линию от Бетховена к Черни, а затем к Листу, который в свое время занимался у Черни, словно олицетворяя связь времен.

Программа выступления ансамбля включала произведения различных стилей и направлений. Во втором отделении прозвучала французская музыка. Очаровала слушателей изысканная, переливающаяся тонкими красочными полутонами импрессионистическая «Игра» Клода Дебюсси (транскрипция Бона). В заключении концерта потрясающее впечатление произвело мастерски исполненное знаменитое «Болеро» Мориса Равеля (транскрипция Дриллона). Эта известная оркестровая пьеса в виде вариаций на танцевальную тему сопровождается четкой ритмической дробью малого барабана на протяжении всего развития музыкального материала и приводит к колоссальному нарастанию звучности и включению всех оркестровых тембров в процесс. Музыканты великолепно справились с этой непростой задачей, продемонстрировав безупречный пианизм. Они выразили своей игрой не только дух соперничества, состязания, единоборства, но и замечательно поддержали друг друга, выступив как единомышленники, понимающие с полуслова, с первого взгляда. Координировал их усилия дирижер Артем Маркин, поддержав и направив энергию исполнителей в нужное русло. Благодарные слушатели были вознаграждены несколькими эмоциональными бисами, когда все четыре пианиста, усевшись за один рояль, зажигательно завершили это яркое праздничное представление

 

 

Рейхан Алиева

 

Азербайджанские известия. -  2010. – 25 сентября. – С. 3.