Преступление без срока давности 

 

В ночь с 19 на 20 января 1990 года советские войска осуществили

в Баку беспрецедентную по своей жестокости акцию

 

В карательной операции против своего народа принимали участие до 12 тысяч военнослужащих. Среди них было немало резервистов из Ставрополя, Ростова-на-Дону и Краснодара, проявивших особую жестокость.

Солдаты и офицеры прошли особую психологическую подготовку для выполнения «боевого задания». Подтверждение тому позже приведут в своем отчете независимые военные эксперты организации «Щит», процитировав отрывок из текста обращения к ним: «Вас доставили в Баку для защиты русских — местное население зверски уничтожает их; экстремисты разместили снайперов на крышах домов вокруг Сальянских казарм, только на этой территории имеются 110 огневых точек; в зданиях, квартирах полно боевиков Народного фронта Азербайджана, они встретят вас мощным автоматным и пулеметным огнем…». И напутствие не осталось неуслышанным.

За прошедшие с той трагической ночи годы мы не забыли об ужасе, который пережили. О зверствах, свидетелями которых мы были. О жертвах, которые понесли. Злодеяние немыслимых масштабов, осуществленное 20 января 1990 года Советской армией против собственного народа в Азербайджане, вошло в мировую историю как одно из самых тяжких преступлений коммунистического режима.

Но в отличие от других, содеянных «империей зла» в Венгрии, Чехословакии, Польше, Грузии или Литве, мир до сих пор не знает всей правды о том, что на самом деле и почему произошло в Баку ровно двадцать лет назад.

И это незнание того, что вводу войск в Баку предшествовала невообразимая, беспрецедентная по своей циничности провокация, задуманная и осуществленная агонизирующим режимом, — главная причина по сей день не вполне адекватной масштабам трагедии оценки январских событий в Баку международным сообществом.

Рядящимся в демократические одежды кремлевским вождям — Горбачеву в первую очередь — нужно было веское обоснование намеченной карательной акции. И она была найдена. Нам уже тогда было ясно, а сейчас мы это знаем наверняка, — армянские погромы в Баку начались отнюдь не спонтанно. Шокирующие события 13-15 января явно были срежиссированы умельцами из спецслужб. И много загодя, возможно, еще в августе 89-го, как следует из записки секретаря ЦК КПCC и председателя КГБ СССР в адрес Горбачева, приводимой в публикуемом на 2-й странице газеты отрывке из книги Виктора Андриянова. И только потому многочисленный военный контингент, переброшенный в Баку еще 11 января, не вмешивался в происходящее — дожидался мирового резонанса. Войска вступили в бой — без кавычек, самый настоящий, когда в «защите армянского населения» уже не было нужды. Позже и руководитель операции министр обороны СССР Дмитрий Язов простодушно признается: «В Баку мы спасали советскую власть». Но дело было сделано. Позорный шлейф погромов, превращенный армянскими идеологами в пропагандистское знамя, тянется за нами по сей день, — они охотно размахивают им и сегодня. Особенно сегодня.

Да и в целом о трагедии 20 января нагромождено немало лжи — она до сих пор гуляет по страницам многих зарубежных СМИ, российских — в первую очередь. Их развенчание, наша настойчивость в приведении к ответу всех виновных за преступление, не имеющего срока давности, нам нужны не только как торжество справедливости, но и как лучшая дань памяти невинных жертв Кровавого января

 

 

Тунзаля КАСУМОВА

 

Азербайджанские известия. – 2010. – 20 января. – С. 1.