Он торопился успеть как можно больше 

 

Исторические полотна Фахреддина Мамедвелиева кажутся созданными с натуры очевидцем событий

 

В мастерской резчика по дереву Гаджи Сейфаддина я увидела картины, поражающие остротой сюжетов и тщательной отработкой кистью каждой детали. Восточный колорит, история древних государств — в том числе и Азербайджана, битвы, великие личности, поистине философский взгляд на реально имевшие место события поражали воображение. Художник словно сам был их очевидцем, словно рисовал с натуры. Их автором был сын Гаджи СейфаддинаФахреддин, к сожалению, пропавший без вести чуть менее двадцати лет назад.

Даже не верится, что все эти полотна создал наш современник, да еще такой молодой. Постареть ему не довелось. Фахреддин Мамедвелиев родился 10 октября 1962 года в Баку. Он был старшим из троих сыновей известного резчика по дереву Сейфаддина Мансим оглу и пошел по стопам отца, тоже став художником. Его талант проявился еще в раннем детстве. Конечно, влияние отца было явным, но Фахреддин не очень увлекался прикладным искусством — он гораздо больше любил рисовать.

Взяв карандаш в четыре года от роду, он показал отцу свой первый рисунок — облака. С шести лет начал рисовать постоянно. Год спустя во Дворце пионеров были выставлены его работы, названия которых говорили сами за себя — «Кероглу», «Джаваншир», «Джавидан», «Бабек», «Битва у Девичьей башни». Учась в школе, увлекался гуманитарными науками, особенно мировой историей, историей Азербайджана, историей тюрков, литературой. В школе также неоднократно проводились его персональные выставки.

В 1969 году Фахреддина заметили сотрудники программы для детей «Ищем таланты» — ему было 13 лет, приходили режиссеры из киностудии и снимали, как он рисует. Даже сохранились фото — юного художника и снимающего его режиссера. Став постарше, Фахреддин познакомился с известными художниками и поэтами того времени, которые бывали гостями у них дома, — такими, как Бахтияр Вахабзаде, Ибрагим Ахрари (жил в Германии) и другими. Кстати, Ибрагиму Ахрари понравилась картина «Мир турок», нарисованная Фахреддином в 21 год, — в тот же год юноша занял второе место на конкурсе художников Министерства культуры на тему «Миниатюры на темы Низами». И все же именно история была главной в творчестве Фахреддина, во многих картинах есть сюжеты исторических сражений. Это «Битва Шаха Исмаила Хатаи и Шейбани-хана» (1978-1979), «Взятие Константинополя», «Поход Надир шаха в Индию» (1983-1984), линогравюра «Пробуждение народа» (1986-1987) и др.

В середине 80-х годов Фахреддин проиллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а также произведения индийского поэта Амира Хосрова Дехлеви по заказу издательства «Язычы». В 2008 году в Эстонии вышла книга «Деде Горгуд» на эстонском языке, где также использовались работы Фахреддина Мамедвелиева.

В 1990 году он поступил в Институт искусств им. М.Алиева (за плечами уже было училище им. Азимзаде), но не успел его закончить — пропал без вести, еще учась на 4-м курсе. 6 ноября 1993 года днем он вышел из дома и не вернулся. Поиски оказались напрасными. Еще тогда, в 90-х годах, о таланте этого мастера писали в азербайджанских газетах, а также в турецких журналах. Последняя его картина «Взятие китайской стены» (1988) так и осталась незаконченной.

Азербайджан потерял талантливого художника. Его отец, Гаджи Сейфаддин, говорит об этом так: «Я горюю, что потерял сына, но еще больше горюю, что потерян большой талант. Когда я смотрю на его картины, то мне кажется, что мой сын прожил 50-60 лет, а не 31 год. Он словно знал, что ему недолго жить, и торопился успеть как можно больше…» 

 

Елизавета КАСАЕВА

 

Азербайджанские известия. -2011. – 2 апреля. – С. 3.