В огне красного террора 

 

Нариман Нариманов вынужден был признать, что в Азербайджане «идет дашнакская работа под флагом коммунизма»

 

28 апреля Азревком образовал Совет народных комиссаров под председательством Наримана Нариманова. В него вошли также А.Алимов, Д.Буниатзаде, М.Д.Гусейнов, А.Г.Караев, Г.Мусабеков, Г.Султанов. Однако на деле Азербайджан управлялся ставленниками Москвы, прежде всего Кировым, Микояном, Саркисом, Мирзояном и Орджоникидзе. Вскоре Нариманов осознал всю суть положения, заложником которого оказался азербайджанский народ. Глава Совнаркома Азербайджанской ССР вынужден был признать, что ранее «такого стеснения тюркское население не испытывало» и что в Азербайджане «идет дашнакская работа под флагом коммунизма».

Неимоверными усилиями Нариманову удалось отстоять Баку в составе Азербайджана, воспрепятствовав реализации идеи Кирова, Мирзояна и Серебровского, утверждавших, что Баку — не тюркский, а интернациональный город и потому должен напрямую входить в состав России. К чести Нариманова, он всячески пытался отстоять и территориальную целостность Азербайджана от посягательств Армении. Уже 30 апреля 1920 года Совнарком Азербайджана послал ноту Республике Армения, потребовав, чтобы она вывела свои войска из Зангезура и Карабаха. 15 июля 1920 года на заседании ЦК АКП(б) было принято решение об азербайджанской принадлежности Карабаха и Зангезура. В ответ дашнакская Армения, опираясь на армию генерала Деникина, начала новую войну против Азербайджана. Ситуация еще больше обострилась с установлением советской власти в Армении. В конце концов она обернулась передачей Армении Зангезура и созданием Нагорно-Карабахской Автономной области в составе Азербайджана.

Во внутренней же жизни советского Азербайджана все подчинилось интересам большевистского режима. Под управление Красной армии перешли азербайджанская армия и флот. И это несмотря на сохраняющуюся формальную независимость Азербайджана. На нужды Красной армии работали текстильная и обувная отрасли промышленности республики. Промышленность, прежде всего ее нефтяная отрасль, а также транспорт, торговля, словом, вся экономика Азербайджана была подчинена советской России.

Несмотря на данное лидерам АДР обещание не преследовать деятелей и государственных служащих Демократической Республики, большевистский режим развернул в Азербайджане красный террор. Особую ненависть коммунистов вызывала военная элита АДР, являвшаяся главным выразителем азербайджанского патриотизма. Не случайно был уничтожен весь цвет азербайджанской армии, включая видных полководцев Сулеймана Сулькевича, Кязыма Мирзу Гаджара, Габиб бека Салимова, Руфат бека Шыхлинского и других.

Протест азербайджанского народа против произвола коммунистической власти выразился в целом ряде антисоветских восстаний. Первое мощное восстание началось в Гяндже 25 мая 1920 года. Здесь поднялись около 2 тысяч военнослужащих бывшей Национальной армии Азербайджана. Для руководства выступлением был создан военный совет, в состав которого вошли генерал Джавад бек Шыхлинский, Мамед Мирза Гаджар и полковник Джахангир бек Кязымбеков. Повстанцам удалось отбить первые попытки Красной армии подавить восстание. Однако 31 мая на помощь большевистским войскам подоспели новые силы. Красная армия ворвалась в город. Находившиеся в ее составе армянские головорезы уничтожили мирных жителей Гянджи. Гамид Султанов и части Комиссариата внутренних дел, проявив особую жестокость, довели счет убитых гянджинцев до 13 тысяч.

В июне 1920 года вспыхнуло восстание в Карабахе. Им руководил турецкий полководец Нуру паша, под руководством которого азербайджано-турецкие войска в 1918 году освобождали от большевиков и дашнаков Баку. Ударную силу восставших составляли Шекинский, Джаванширский и Агдамский кавалерийские полки, Бакинский пехотный полк и два артиллерийских дивизиона бывшей армии АДР. Всего около 6 тысяч солдат и офицеров. Но и это восстание было жестоко подавлено, после чего население Карабаха подверглось резне со стороны Красной армии и примкнувших к ней армянских отрядов.

В начале июня вспыхнуло восстание в Загатале. Его организовали простые жители края. В бою, который завязался между восставшими и Красной армией близ реки Гумухчай, большевики были разбиты и отступили. Однако вскоре Красная армия получила подкрепление. Восстание потерпело поражение, и Загатала перешла под власть большевиков.

Тем не менее бунты против советского режима продолжали вспыхивать по всему Азербайджану. Массовыми выступлениями крестьян, солдат и рабочих были охвачены Шамкир, Губа, Гусар, Лянкяран, Астара, Нахчыван, Зангезур, Шарур, Ордубад. Крупные забастовки проходили в Баку. Недовольство режимом открыто выражали партии, составлявшие в свое время партийную систему АДР. В частности, «Иттихад» подготовила секретный план свержения советской власти. Однако заговор был разоблачен, лидеры партии во главе с Гарабеком Гарабековым подверглись репрессиям.

В 1921 году партии «Мусават», «Иттихад» и «Эхрар» были официально запрещены. В истории Азербайджана начался 70-летний период тотального господства Компартии.

 

 

Азербайджанские известия. – 2011.  -28 апреля. – С. 3.