«В демократических преобразованиях Азербайджана неоспорима заслуга Совета Европы» 

 

Рафаэль ГУСЕЙНОВ, член парламентской делегации Азербайджана в ПАСЕ:

 

Хотя Азербайджан стал членом Совета Европы в январе 2001 года, однако активно выступать его парламентарии впервые начали на весенней сессии в апреле. Так что настоящий юбилей действительно в этом месяце. О том, как участвовали азербайджанские депутаты в работе весенней сессии ПАСЕ, что считают позитивными итогами нашего пребывания в этой международной структуре, в интервью корреспонденту «Азербайджанских известий» Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ рассказал член парламентской делегации Азербайджана в ПАСЕ Рафаэль ГУСЕЙНОВ.

— Подготовка в ПАСЕ резолюции по поводу Мецаморской АЭС в соседней Армении — новая акция в связи с трагедией на японской АЭС «Фукусима» или продолжение начатой в предыдущие годы работы нашей делегации?

— С первых месяцев нашего членства в Совете Европы азербайджанские парламентарии поднимали на заседаниях Парламентской ассамблеи различные вопросы, в том числе и по поводу Мецаморской АЭС. После аварии на атомной станции «Фукусима» эта проблема актуализировалась еще больше, и мы решили еще раз вернуться к этому вопросу. Поэтому в первый же день весенней сессии я подготовил новый проект резолюции ПАСЕ под названием «Атомная электростанция Мецамор — угроза для настоящего и будущего Европы». Примерно три десятка депутатов из 20 стран, в том числе Англии, Франции, Швейцарии, Норвегии, Германии, Италии, подписались под документом, который был принят на рассмотрение Бюро ПАСЕ. Мы хотели, чтобы он был принят как можно раньше, поэтому даже не обратились ни к российским, ни к турецким парламентариям. Последних особенно беспокоит существование армянской АЭС — ведь она расположена в 16 километрах от Турции. Глава ее МИД уже сделал заявление Армении с требованием закрыть АЭС. Но сохраняется угроза и для самой Армении, столица которой находится в 30 километрах от станции. Трагедия может произойти в любой момент, и пострадает от нее не только Южный Кавказ, но и Ближний Восток, да и сама Европа.

В документе указано, что АЭС построена в 1970 году в сейсмоактивной зоне и после спитакского землетрясения 1988 года, унесшего 25 тысяч жизней, ее работа была приостановлена. Однако уже через семь лет армянские власти, несмотря на возражения многих международных организаций, ее работу возобновили. Более того, был добавлен еще один реактор. К тому же используемые там реакторы устаревшего образца. Евросоюз обратился к правительству Армении, предложив безвозмездно 100 миллионов евро для создания других источников энергии. — Сейчас?

— Нет, гораздо раньше. Ведь мы поднимали этот вопрос и в 2004, 2005, 2006 годах, копии документов посылали и в ЕС, где, изучив проблему, предприняли этот шаг. Но Армения, как водится, начала спекулировать на этом, потребовав вдвое больше средств для остановки АЭС. В последнее время мы слышим из Еревана заявления о том, что станция будет работать до 2016-го, а возможно, и до 2030 года. Для нашей страны станция продолжает нести и другую проблему — размещение ядерных отходов с Мецамора, а также тех, что Армения по договоренности получает из других государств, в том числе и из Украины, на оккупированных азербайджанских территориях, где создает ядерные могильники. Загрязняются также протекающие в этих местах реки, и не только ядерными отходами, но и вредными химическими веществами, поступающими из здешних секретных лабораторий и объектов самой Армении. В свое время мною был подготовлен документ «Ядерные могильники, созданные Арменией на оккупированных азербайджанских территориях». Руководство комитета ПАСЕ по экологии, рассмотрев последний документ, приняло решение — немедленно назначить докладчика, создать мониторинговую комиссию из специалистов и подготовить отчет для рассмотрения комитетом.

— Отсутствие на повестке дня весенней сессии вопроса по Азербайджану как-то отразилось на активности участия членов нашей делегации в ее работе?

— Нет, конечно. На весенней сессии мы получали слово более двух десятков раз. К тому же были доклады, имеющие к нам непосредственное отношение. Так, во время обсуждения вопроса выполнения Грузией обязательств перед СЕ мы с Ганирой Пашаевой рассказали европейским коллегам о том, что в Грузии проживают полмиллиона наших соотечественников, как было в свое время и в Армении, где, однако, теперь не осталось практически ни одного. «Сравнивая Грузию с Арменией в этом отношении, можно точно сказать, кто из этих членов СЕ выполняет свои обязательства, а кто — нет», — сказал я, выступая по этому вопросу.

В ходе сессии обычно о своей деятельности за год отчитываются председатель Комитета министров, глава СЕ, комиссар по правам человека, которым затем депутаты задают вопросы. Мы, естественно, захотели выяснить отношение ПАСЕ к убийству армянским снайпером девятилетнего Фариза Бадалова, к незаконному строительству аэропорта на оккупированных азербайджанских землях и т.д. Глава Комитета министров прямо заявил о том, что в период переговоров, которые ведет Минская группа ОБСЕ, такие провокации недопустимы.

Члены нашей делегации — Сахиба Гафарова, Ганира Пашаева и ваш покорный слуга приняли участие в прениях по докладу Энн Брассер из Люксембурга, посвященному религиозным аспектам межкультурного диалога. Как раз перед началом сессии в Баку состоялся международный форум по этой проблематике, и нам было о чем рассказать своим коллегам.

Несмотря на возражения армянской делегации, работа подкомитета по Нагорному Карабаху была восстановлена, и ее состав был расширен. Теперь среди его членов — содокладчики по Азербайджану и Армении. Нежелание армян понятно: вопрос оккупации азербайджанских территорий и все с этим связанное будут постоянно обсуждаться в СЕ. Они заявляли, что этот вопрос — прерогатива МГ, но известно, что он обсуждался и в ООН, и в ПАСЕ, и в ОИК. На обсуждении вопроса о жизни женщин в сельских местностях Европы Сахиба Гафарова и я говорили о трудностях, испытываемых женщинами — вынужденными переселенцами, которые из-за агрессии Армении оказались перед необходимостью менять образ жизни, привычки и традиции.

— Что значат эти десять лет пребывания в Совете Европы для нашей страны?

— Если сравнить Азербайджан сегодняшний и десятилетней давности, то видна очень большая разница с точки зрения создания демократических институтов, развития демократии, прав человека и свободы прессы. В этих достижениях неоспоримая заслуга СЕ. Но и азербайджанские парламентарии внесли свою лепту в создание сегодняшнего образа этой международной организации. Мерилом работы европейского депутата в ПАСЕ служит количество подготовленных им докладов по общеевропейской проблематике. Членами нашей делегации в разные годы было подготовлено более десяти важных докладов, тогда как в ассамблее есть страны с большим стажем пребывания, чьи парламентарии ни разу не выступали подобным образом. Доклад на тему «Вооруженные конфликты и окружающая среда» уже подготовлен мною по поручению Комитета по экологии, и речь идет не только о Южном Кавказе, а в целом обо всей Европе. Не сочтите за желание покрасоваться, но не могу не отметить, что еще один доклад, над которым сегодня идет работа, посвящен проблеме расширения европейской системы высшего образования (Болонскому процессу). Важно не то, кто выступал, важно, что такая тема поручена азербайджанской делегации, а не какой-нибудь европейской стране, где эти вопросы уже решены. Все это говорит об отношении к Азербайджану — молодому члену СЕ, которому доверяют темы, имеющие первостепенное значение для будущего Европы.

Благодаря усилиям трех десятков азербайджанских парламентариев, в разные годы бывших членами нашей делегации, удалось сделать многое, и в первую очередь изменить негативный имидж, созданный о нас представителями Армении в ПАСЕ. Нам доверяли руководящие посты в структурах ассамблеи, мы участвовали и участвуем в составе наблюдательных миссий в выборах в разных странах, глава нашей делегации Самед Сеидов выступает от имени бюро и постоянного комитета ПАСЕ. К тому же немалую роль в укреплении нашего сотрудничества со Страсбургом сыграло проведение в Баку заседаний различных структур — политического комитета, комитетов по культуре, по экологии, беженцам и т.д. Подчеркну, что такое доверие проявляется не ко всем странам — членам СЕ.

— Как вы считаете, достаточна ли эффективность принимаемых ассамблеей решений?

— Как и во многих международных структурах, в Совете Европы в последние два-три года тоже говорят о необходимости реформирования. Во время последней сессии мы тоже подняли вопрос о повышении эффективности работы ПАСЕ. А для этого надо, чтобы не было двойных стандартов, чтобы слова и дела соответствовали друг другу. Не случайно ведь наши избиратели говорят: «Вы там, в Страсбурге, критикуете Армению, а результата нет». Результат есть. Конкретный пример. Армяне несколько раз пытались начать археологические раскопки в Шуше. Мы сразу поднимали этот вопрос в ПАСЕ, и армяне были вынуждены прекратить незаконные действия.

В 2001 году в апреле, когда мы готовили документы, в которых указывали, что Армения — агрессор, что она не выполняет резолюции Совбеза ООН, и давали их подписать европейским депутатам, никто из них не хотел этого делать. А четыре года спустя все члены СЕ проголосовали за резолюцию №1416, где Армения была названа агрессором. СЕ — первая международная организация, где этот факт официально зафиксирован — этого нет даже в резолюциях ООН. Но мы хотим большего — чтобы СЕ стал еще более действенной организацией. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2011.  -29 апреля. – С.1-2.