Азер ГАРАЕВ, национальный координатор программы ENPI-FLEG в
Азербайджане: «Главной задачей должно
стать совершенствование лесного законодательства»
В создании механизмов устойчивого управления лесами, включая предотвращение незаконной деятельности в лесном секторе, оказания содействия государственным структурам, организациям гражданского общества и частному сектору, трудно переоценить значение Программы ENPI-FLEG («Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления»). Об этом и о многом другом с национальным координатором программы Азером ГАРАЕВЫМ побеседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Галиа AЛИEВА.
— Назовите, пожалуйста, основных спонсоров ENPI-FLEG.
— Реализация программы осуществляется при финансовой поддержке четырех международных организаций — Евросоюза, Всемирного банка, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы (WWF). Она охватывает семь стран — Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову, Россию и Украину.
Активно участвуя в процессах развития, Европейский союз стремится к утверждению принципов эффективного управления, укреплению человеческого потенциала и стимулированию экономического развития, а также к решению таких глобальных задач, как борьба с голодом и сохранение природных ресурсов. Всемирный банк — один из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам, и стремящийся к достижению устойчивых результатов и состояния окружающей среды. Далее — Международный союз охраны природы, деятельность которого направлена на поиск оптимальных решений наиболее острых проблем охраны окружающей среды и развития. Работая по таким направлениям, как сохранение биоразнообразия, изменение климата, энергетика, жизнеобеспечение населения и «экологизация» экономики, МСОП оказывает поддержку проведению соответствующих научных исследований, управлению проектами по всему миру и способствует объединению усилий правительств, бизнеса, неправительственных организаций, ООН и компаний для разработки политики, законов и передовых методик. И, наконец, Всемирный фонд дикой природы — одна из крупнейших в мире и наиболее авторитетных независимых природоохранных организаций, объединяющая около 5 млн сторонников и имеющая отделения более чем в 100 странах. Миссия WWF — предотвращение нарастающей деградации естественной среды планеты и достижение гармонии человека и природы, сохранение биологического разнообразия Земли и обеспечение устойчивого использования возобновляемых природных ресурсов, снижение уровня загрязнения окружающей среды и расточительного потребления. — Как программа работает в нашей стране? С какого времени?
— ENPI-FLEG (Improving Forest Law Enforcement and Governance in European Neighbourhood Policy Countries and Russia) работает с 2009 года, в нашей стране — с прошлого года. В 2012 году проект завершается. Я бы сказал, что достигнут очень высокий уровень консультаций и координации усилий между программой и органами государственной власти, бизнесом и гражданским обществом. Более того, ее уникальность в том, что она одна из тех экологических программ, нашедших всемерную поддержку со стороны госучреждений, в первую очередь Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР).
— С чем, по вашему мнению, связано столь повышенное внимание к восстановлению лесов?
— Последние несколько лет в лесном секторе нашей страны образовался большой вакуум. А ведь леса — это основной источник многих сервисов, оказываемых природой населению не только на локальном, но и глобальном уровнях. Кроме того, леса — это единственный природный компонент, создающий условия для стабилизации таких важных для биосферы составляющих, как вода, воздух и земля. 13% мировых лесов относятся к охраняемым природным территориям. За последние двести лет площадь лесов на всей планете сократилась вдвое. Но и среднегодовые темпы исчезновения лесов сократились с 16 млн га в 1990-е годы до 13 млн га в настоящее время. Тем не менее, они остаются на тревожно высоком уровне, особенно в Южной Америке и Африке.
— Вы сказали о вакууме в лесном секторе нашей страны. В чем причина?
— В первую очередь это связано с незаконной лесной деятельностью, которая стала следствием энергетических кризисов на рубеже XX-XXI веков.
— Что можно сказать о лесах Азербайджана? К какой категории они относятся?
— Леса в нашей стране относятся к первой (высшей) категории, то есть охранные, в них запрещены промышленные рубки, а хозяйственная деятельность ведется в очень ограниченном количестве.
— Когда в Азербайджане были приостановлены промышленные рубки лесов?
— Это произошло в 1991 году. А то, что предшествовало этому периоду времени, катастрофически повлияло на состояние наших лесов. Объем ежегодных рубок составлял 350 тыс. кубометров, и это при том, что в те годы была нормальная газификация. А если учесть, что 85% лесов нашей страны произрастают в горной и предгорной местностях и вырубались под углом выше 30 градусов, что категорически запрещено, то это особенно пагубно повлияло на состояние лесов и их продуктивность. Кроме того, наши леса относятся к 3-му банитету, то есть показателю продуктивности, который выражается в соотношении возраст лесов к диаметру деревьев. Существует пять банитетов, самый высокий — первый. В нашей стране имеются леса, относящиеся и к 1-му, и ко 2-му, и к 3-му банитетам. Находятся они, как правило, в высокогорье.
— С какими негосударственными организациями и учреждениями вы сотрудничаете, реализуя ENPI-FLEG?
— Реализация программы находится в сфере интересов неправительственных организаций — Центра экологических инновационных исследований им. Гасана Aлиeва, Центра социально-экономических исследований, Центра юридических исследований «Зия» и др. Программа состоит из нескольких основных компонентов. Прежде всего социально-экономические исследования влияния незаконной лесной деятельности и неустойчивого лесопользования населения в регионах. Для этого мы выбрали несколько пилотных проектов — Исмаиллы, Лянкяран, Загатала-Балакен и Губа-Гусарская зона, где проводили социологические исследования с целью выяснения объемов незаконных вырубок и их влияния на инфраструктуру региона. Кроме того, проект предусматривает образовательный компонент. Мы придаем большое значение вопросам экологического образования и информационно-просветительской работы. В этой связи пытаемся возродить в общеобразовательных школах движение школьных лесничих. Специально для школьников подготовили учебное пособие «Школа юных лесничих», утвержденное Министерством образования. Готовимся издавать плакаты, организовывать для ребят полевые экспедиции непосредственно на лесные участки. С этой целью МЭПР выделило несколько лесных участков в сельских регионах, где дети будут учиться работать лесничими.
— В чем уникальность азербайджанских лесов?
— Леса, составляющие 11,8% территории нашей страны, включают в себя твердолистные ценные породы древесины — бук, граб, гирканская флора. Это свыше 450 древесно-кустарниковых пород, более 70 деревьев и кустарников. Реликтовые породы, эндемики и т.д.
— Нынешний год, как известно, объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом лесов. Какие мероприятия намечены в рамках этого года?
— Основные мероприятия года, проходящего под девизом «Леса для людей» (Celebrating Forests for People), — это лесовосстановительная работа в регионах. По данным МЭПР, в прошлом году только в Баку и на Абшероне было посажено более 3 млн деревьев, а за первые полгода нынешнего года — уже 8 млн.
— Наша страна относится к малолесной?
— К сожалению, да. Общий лесной фонд страны составляет чуть более 1,2 млн гектаров, в том числе лесной покров — порядка одного млн гектаров. Это и составляет те 11,8% площади республики, о которых я сказал выше. На душу населения приходится 0,12 га площади лесов, что в четыре раза (0,48 га) меньше соответствующего среднемирового показателя. Основная часть лесных массивов нашей страны (85%) размещается на Большом и Малом Кавказе, в Талышском горном регионе. Большая часть лесов состоит из дорогих древесных пород (дуб, бук, граб, липа, клен и др.).
— Каков международный стандарт в этом вопросе? Сколько квадратных километров территории страны должно быть занято лесными насаждениями, чтобы ее можно было отнести к лесной?
— Согласно международному стандарту к лесным относятся страны, 25% и более территории которых покрыты лесами. Это Россия, Грузия, Украина, Беларусь, Канада, Бразилия, Аргентина и т.д. Несмотря на то, что у нас ситуация иная, тем не менее, в нашей стране большой процент естественных, дикорастущих лесов — порядка 80%. Их своеобразие и разнообразие зависят от климата, почвы, различных поясных высот. Леса Талышской зоны, к примеру, коренным образом отличаются от габалинских, губинских, шамкирских и т.д. Отмечу, что только наша страна и Россия располагают таким количеством девственных лесов с редкими, эндемичными растениями: железное дерево, орех, каштан, боярышник и т.д. Кроме того, с 2003 по 2010 год площадь зеленых насаждений в нашей стране увеличилась почти вдвое. Но чтобы решить проблему увеличения лесного сектора, мало заниматься одними только насаждениями. Необходимо совершенствовать лесное законодательство Азербайджана. В Лесном кодексе страны, принятом в 1997 году, очень много недоработок. И, безусловно, огромная проблема — это потеря лесов в результате агрессии Армении. На более чем 260 тыс. гектаров оккупированных территорий остались уникальнейшие эндемики, например, в Зангиланской зоне — платан восточный, которому более четырехсот лет.
Азербайджанские
известия.- 2011.- 26 августа.- С.1-2.