Загадочные звуки клавесина 

 

90-летие БМА отметили и вечером старинной музыки в Кирхе

 

В Баку не часто можно услышать звуки клавесина в филармонических концертах. Поэтому не случайно, что выступление доцента Бакинской музыкальной академии, заслуженной артистки Хуршид Абдуллаевой, единственной в Азербайджане клавесинистки, вызвало интерес любителей старинной музыки.

На концерте в Кирхе слушатели смогли окунуться в атмосферу старинного музицирования, почувствовать реальное звучание музыки барокко и предклассической эпохи. Конечно, тембр клавесина отличается своеобразием и необычностью, а звук характеризуется отрывистостью, малой певучестью. На клавесине, в силу особенностей его устройства, практически невозможна нюансировка. Постепенно этот инструмент, который был широко распространен до середины восемнадцатого века, вышел из употребления и надолго (почти на два столетия!) был забыт, но в начале прошлого века он вновь возродился.

В исполнении Хуршид Абдуллаевой прозвучали известные произведения клавесинного репертуара, сочинения Алессандро и Доменико Скарлатти. Вниманию слушателей были предложены девять сонат Доменико Скарлатти, знаменитого итальянского клавесиниста-виртуоза. Благородство, гармония и покой воцарились на сцене во время исполнения. Изящество и грациозная отточенность образов отличали многие из исполненных сонат. Празднично-торжественные, танцевальные по характеру органично чередовались с контрастными по образному строю лирическими образцами, воплотившими авторские размышления в строгой, как бы отстраненной от повседневной суеты сдержанной манере высказывания. Временами специфика инструмента создавала эффект какого-то потустороннего, даже « инопланетного» звучания.

Хуршид ханым проявила себя не только как увлеченная солистка, но и как чуткий аккомпаниатор. В концерте приняли участие певцы Алиахмед Ибрагимов и Турал Агасиев, выразительно исполнившие известные классические произведения вокального репертуара — сочинения Генделя, Алессандро Скарлатти и Франческо Дуранте. Теплый тембр человеческого голоса, изумительная вокальная кантилена контрастно оттенялись холодноватой, мерцающей звучностью клавесинного сопровождения. И, наверное, я не ошибусь, если скажу, что одним из главных действующих лиц прошедшего концерта наряду с исполнителями стал сам клавесин — необыкновенной красоты инструмент яркой окраски, от которого невозможно было отвести зачарованный взгляд. 

 

 

Рейхан АЛИЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2011. -28 декабря. – С. 3.