Рамиз РЗАЕВ, председатель Верховного суда Азербайджана: «Суды должны избирать меру пресечения в виде лишения свободы в самую последнюю очередь» 

 

Недавно в Страсбурге состоялась церемония открытия Года судопроизводства, проводимого Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). В этом традиционном мероприятии принял участие и председатель Верховного суда Азербайджана Рамиз РЗАЕВ, который в интервью агентству Trend поделился своими соображениями о степени соответствия отечественного судопроизводства европейским требованиям, о мерах, предпринимаемых для повышения уровня деятельности наших судебных органов.

— Каков уровень применения судами Азербайджана прецедентов Европейского суда?

— Прецеденты Европейского суда по правам человека влияют на принимаемые нашими судами решения. Каждый судья должен знать и использовать эти прецеденты, так как не исключается направление жалобы в Европейский суд по поводу любого решения. Верховный суд, рассматривая дела в кассационном порядке, ссылается на прецеденты и принимает решения в соответствии с требованиями суда. Но нам в этом направлении предстоит проделать большую работу. Нельзя сказать, что мы полностью этого добились. После принятия Азербайджана в Совет Европы мы начали уделять этим вопросам большое внимание и приспосабливаемся к этому. По сравнению с предыдущими годами в местных судах стали больше учитываться прецеденты Европейского суда по правам человека, но их применение осуществляется не на желаемом уровне. Мы хотим, чтобы и в низших инстанциях правонарушения больше не допускались. Не могу сказать, что мы в настоящее время рассматриваем все дела на том уровне, чтобы они в будущем не направлялись в ЕСПЧ. Мы должны стараться защищать права наших граждан у себя. Это прежде всего хорошо для наших граждан и должно способствовать уменьшению количества обращений из Азербайджана в Европейский суд. Результатом этого станет минимизация решений, которые теряют силу. Решений Европейского суда, связанных с направляемыми из Азербайджана жалобами, не много. До сих пор было аннулировано 42 решения по Азербайджану. Конечно, каждое решение, теряющее силу, вызывает тревогу. Это означает, что при рассмотрении данных дел были нарушены чьи-то права, дело не было рассмотрено должным образом, и спор нашел свое окончательное разрешение только лишь в ЕСПЧ. Случаи нарушения прав наблюдаются и в самой Европе, и по этим фактам в отношении этих стран в ЕСПЧ поступали жалобы. В любом случае необходимо обеспечивать верховенство закона. Судья должен быть справедливым, соблюдать главенство законов, должен отталкиваться от требований законов и фактов. Только после этого можно надеяться на справедливое и объективное рассмотрение дел. Законы попираются тогда, когда судья рассматривает дело предвзято, расследует несправедливо и допускает правонарушения. Эти нарушения создают проблемы в дальнейшем. В Верховном суде составляется список самых интересных решений, выносимых не только в Азербайджане, но и в ЕСПЧ, один судья готовит доклад и организует семинар. К сожалению, в этих семинарах пока участвуют только представители Верховного суда, а местные суды внимание этому уделяют не на должном уровне.

— Какие меры принимаются по вопросу назначения адвокатов для малообеспеченных семей?

— В этом направлении предпринимаются определенные шаги. Мы уже давно занимаемся решением этой проблемы. Ведется работа над соответствующими вариантами с различными организациями. В Азербайджане есть проблема беженцев, которые считаются малообеспеченной частью населения. Мы создадим специальный орган по обеспечению адвокатами представителей этой части населения. Этот орган призван выявить количество малообеспеченных семей, а люди, считающиеся малообеспеченными, заключат договора с адвокатами для защиты своих прав в суде. Средства будут выделяться из бюджета этого органа. Наше законодательство обеспечивает малоимущих граждан адвокатами за счет государства. Но есть необходимость в создании специализированной структуры с целью защиты прав малообеспеченных семей. Создаваемый орган определит, какая семья на самом деле является малообеспеченной, для этого будут разработаны критерии. Этот вопрос близок к сфере социальной защиты. Целесообразно участие в создании этого органа и Госфонда социальной защиты. Для глубокого исследования этого вопроса в предполагаемом органе должны работать юристы, эксперты в области социальной защиты. В данном направлении уже ведется работа.

Ведутся переговоры и по вопросу формы деятельности этого органа. Например, в некоторых странах это независимый орган, в других странах он действует при Министерстве юстиции, в третьих — при Верховном суде. Будем надеяться, что этот орган будет создан своевременно.

— Верховный суд выступил с инициативой усовершенствования Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Каковы ее результаты?

— Верховный суд постоянно выступает с инициативой усовершенствования Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Развитие во всех сферах общественной жизни требует усовершенствования законов. К сожалению, в некоторых законодательных актах есть противоречия. Для их устранения Верховный суд постоянно готовит предложения. Верховный суд, пользуясь правом законодательной инициативы, вносит их на рассмотрение Милли меджлиса. Мы также внесли изменения в разные сферы законодательства, а также выдвинули предложения с целью рассмотрения неточностей в некоторых сферах, и они будут рассмотрены согласно графику. В этом направлении ведется работа.

— Верховный суд обобщил судебный опыт и принял итоговое решение по вопросу об избрании меры пресечения в виде лишения свободы. Появились ли какие-то изменения в деятельности судов после этого?

— Конечно, кое-какие изменения есть, но не на том уровне, на котором хотелось бы. Суды должны избирать меру пресечения в виде лишения свободы в самую последнюю очередь. К сожалению, наши судьи делают это в первую очередь. По требованиям закона, суд должен рассматривать все виды меры пресечения. Судья должен выносить приговор об аресте только в том случае, если не существует иных приемлемых вариантов наказания.

Мера пресечения в виде ареста — самая суровая мера пресечения. К сожалению, наши суды избирают меру пресечения в виде лишения свободы и по тем преступлениям, которые не представляют особой угрозы обществу. Это, мягко говоря, нецелесообразно и не приводит к положительным результатам. Мы пока бессильны этому воспрепятствовать. Почему-то судьи больше склоняются к вынесению суровых мер наказания. Тем не менее следует отметить, что по сравнению с предыдущими годами есть определенные сдвиги. Но мы не можем сказать, что это большое достижение. Мы должны продолжать работать в этой области.

— Какая работа ведется по повышению квалификации судей и изучению ими опыта судопроизводства других стран?

— В центре нашего внимания постоянно находятся проведение тренингов для судей, повышение их квалификации. Этим вопросом занимается Судебно-правовой совет. С этого года в Азербайджане создается административное судопроизводство. Наши судьи для ознакомления с опытом других стран бывают за границей. Группа судей недавно побывала в Германии и Турции. Приглашаются также специалисты из-за рубежа, международные эксперты читают в Азербайджане лекции. Верховный суд также проводит семинары, которые проводятся как по решениям, вынесенным Верховным судом, так и по решениям местных судов. Мы обобщаем частые правонарушения и на местах проводим семинары. Верховный суд и местные суды проводят подобные семинары в соответствии со своей юрисдикцией. Ассоциация судей Азербайджана также проводит подобные мероприятия. Нам еще предстоит работать в этом направлении. 

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 1 февраля. – С. 1- 2.