Арт-вояж Мамуки Цецхладзе 

 

Бакинская серия работ грузинского художника отличается деловой лаконичностью

и линий, и оттенков

 

В Азербайджанском государственном музее искусств им. Р.Мустафаева по инициативе этого музея и Министерства культуры и туризма открылась персональная выставка видного деятеля изобразительного искусства Грузии, художника Мамуки Цецхладзе «Города». Это его первая персоналка в Азербайджане, хотя имя Цецхладзе у нас хорошо известно.

Выставка Мамуки Цецхладзе проходит при поддержке Министерства культуры, защиты памятников и спорта Грузии, Грузинского представительства ГНКАР, Грузинского отделения ICOM (Международного комитета музеев).

Мамука Цецхладзе — частый гость на азербайджанской земле. У него здесь множество друзей и знакомых. За последнее десятилетие он часто участвовал во многих выставках у нас в стране. Цецхладзе сыграл большую роль и как активист из числа тех, благодаря которым азербайджано-грузинские связи в области искусства вновь вышли на тот прежний высокий уровень, какой наблюдался в советские времена. Сейчас грузинские художники — графики, скульпторы, прикладники и особенно живописцы — вновь частые участники выставок в нашей стране.

На своей персоналке в Баку Мамука Цецхладзе выставил около полусотни полотен. Его стиль легко узнаваем — струящиеся крупные мазки, придающие нарядность пейзажам («Баку. Порт ночью», «Виктория»). Размашистые линии и пятна цвета порой придают его работам схожесть с вышитыми панно. Чистые цвета, прорывающиеся сквозь полутона, то несут в себе тревогу, то, напротив, создают ощущение праздника.

Художник очень хорошо передает таинственную глубину интерьеров — темных и загадочных. Не говоря уже о городских видах, резко характерных. Каждая работа — отсылка не только и столько к тому или иному месту, сколько к каким-то ассоциациям зрителя. Иногда — с общими образами-клише тех или иных мест на земле, иногда — с работами живописцев средневековья, иногда — с фильмами, особенно итальянскими (чувствуется какая-то общность духа, знаете ли).

Несмотря на название, нынешняя выставка — отнюдь не банальная подборка пейзажных зарисовок. Это скорее дневник впечатлений-ассоциаций о городах и точность географического справочника здесь на последнем месте. Даже когда читаешь на этикетках под хостами «Зимний Париж», «Бруклин» или «Ночной Лиссабон»…

Бакинская серия работ Мамуки Цецхладзе отличается некоторой строгостью, деловой лаконичностью и линий, и оттенков. Это — прежде всего индустриальные пейзажи. Грузинский художник стал одним из первых, кто реабилитировал этот подвид пейзажа для художественных изображений нашего города. Действительно, давно пора понять, что индустриальный пейзаж — вовсе не бесполезнее и не устаревшее наследие соцреализма, а полезный жанр, дающий, вопреки многим предубеждениям, широкие возможности для выражения самых различных мыслей. Хлопотливый и вместе с тем величественный город-порт — прежде всего таким предстает Баку перед зрителем. Тона этой серии нехарактерны для Цецхладзе — скорее типично абшеронские оттенки моря и песка. Он сумел подарить нам Баку немного иным, чем нам привычно видеть. Не ликующе-праздничный, не задумчиво-лирический, а трудолюбивый, строгий и деловой. Наверное, так оно и есть. И прав был поэт, говоря, что «лицом к лицу лица не увидать — большое видится на расстоянии». 

 

Наиля БАННАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2011. -2 февраля. – С. 3.