Мубариз АХМЕДОГЛУ, руководитель Центра политических инноваций и технологий: «К весне основные моменты, связанные с переговорным процессом, должны быть завершены» 

 

24 января в Москве состоялись первые в этом году переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Встреча глав МИД России, Азербайджана и Армении, несмотря на то, что сопровождалась весьма скупыми комментариями, тем не менее дала повод политологам еще раз проанализировать нынешнее состояние переговорного процесса. Об итогах трехсторонней встречи глав МИД в Москве, о ситуации в переговорном процессе, а также о его перспективах в наступившем году поделился в интервью корреспонденту «Азербайджанских известий» Эмилю ГУЛИЕВУ руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз АХМЕДОГЛУ.

 

 

— Состоялись первые в нынешнем году переговоры по нагорно-карабахскому конфликту с участием глав МИД России, Азербайджана, Армении. Однако информация об этой встрече довольно скудная. С чем это, на ваш взгляд, связано?

— Небольшой объем информации уже дает основания для кое-каких предположений. Обычно Россия сама старается в таких случаях информировать общественность. Но в том, что мало информации, я не вижу ничего плохого. Думаю, Москва планирует ее обнародовать накануне или же после встречи сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Было бы лучше, конечно, если стороны выступили бы с совместным заявлением по поводу встречи. Но, как говорится, мы имеем то, что имеем. Технология организации подобных встреч такова, что переговоры должны дать конкретный результат, чтобы на его основе можно было приступить к практическим шагам по урегулированию конфликта.

— Как вы думаете, переговоры в этом году будут вестись на основе обновленных Мадридских принципов или появится что-то другое?

— Выбор ограничен, и это ограничение, по моему мнению, касается и времени. Считаю, что основные процессы должны быть завершены к апрелю и маю. Россия в настоящее время выступает как сопредседатель Минской группы ОБСЕ. После встречи сопредседателей, запланированной на февраль, думаю, что президент России Дмитрий Медведев выступит с инициативой о проведении трехсторонней встречи президентов России, Азербайджана и Армении. Полагаю, если и после этого не будет результатов, то Россия сможет абстрагироваться от Минской группы ОБСЕ. В дальнейшем многое будет зависеть уже от действий России. Официальная Москва может выступить не как сопредседатель, а как независимая сторона, и у нее есть свой вариант урегулирования конфликта. Этот вариант отличается от варианта урегулирования, предложенного Минской группой.

— Насколько кардинально?

— Москва напрямую поставила вопрос об открытии железной дороги между Арменией и Россией. Условием для этого должно стать освобождение оккупированных азербайджанских территорий, которое сделает возможным реализацию этой идеи. Остальные вопросы по российскому варианту будут решены после этого. Для России это в настоящее время очень важный вопрос. Следует учесть, что Турция активизировала свою кавказскую политику и нынешняя политика Анкары соответствует интересам России. Но при этом она усиливает свою значимость в регионе и в геополитическом плане. Есть и Иран, политика которого напрямую направлена против России. Тегеран старается при возможности вытеснить Россию с Кавказа, в частности из Армении. Не секрет, что в вопросе влияния один из важных моментов — коммуникации. Если вы обратили внимание, в настоящее время активно обсуждаются проблемы налаживания железнодорожного сообщения Армении как с Турцией, так и с Ираном. Если рассмотреть этот вопрос только с точки зрения коммуникаций, то Россия здесь ничего не может сделать, поскольку не имеет прямого железнодорожного сообщения с Арменией. Чтобы оказаться по степени влияния на равных с Ираном и Турцией позициях, России следует открыть свои коммуникации. Лишь после этого у нее появится возможность усилить свое присутствие в этом регионе. Если эти коммуникации будут постоянными и продолжительными, то в регионе возможна долгосрочная стабильность. Я думаю, именно это является собственным вариантом Кремля. Он, в конечном счете, предусматривает функционирование железной дороги Москва—Баку—Мегри—Нахчыван, откуда поезда смогут двигаться дальше уже по территории Армении. В свое время по этому же маршруту шли поезда Москва—Тегеран. Если Армения не станет принимать обновленные мадридские принципы, то Россия с еще большей настойчивостью будет предлагать свой вариант. Если этого не случится, то это будет означать, что Россия может уйти с Южно-Кавказского региона.

— Армяне с воодушевлением восприняли референдум по разделу Судана, увидев в этом определенный прецедент для себя. Насколько оправданы их надежды?

— Референдум, который состоялся в Судане, считается отложенным по времени. То есть в Судане была межконфессиональная война, в результате которой погибло около двух миллионов человек. Западные страны вместе со странами Организации Исламская конференция пришли к согласию, что следует устранить причины гибели стольких людей, создать стабильность и потом провести референдум. После этого прошло примерно шесть лет до проведения нынешнего референдума. Мы тоже говорим, давайте устраним все факторы, мешающие урегулированию конфликта, и отложим проведение референдума. Необходимо устранить факт оккупации, чтобы люди смогли вернуться в свои дома. Следует создавать условия для того, чтобы оба народа жили бок о бок, чтобы привыкли вновь друг к другу, а потом провести референдум. Я считаю, что референдум в Судане демонстрирует правильность позиции Азербайджана, а не Армении.

— Рассматриваете ли вы возможность войны в наступившем году?

— Вероятность, на мой взгляд, велика. Пока не устранен фактор сепаратизма в нашем регионе, возможность войны будет сохраняться всегда. Опять же в этом деле важна роль ведущей в нашем регионе страны, каковой является Россия. Москва, сама страдающая от сепаратизма, должна предпринять шаги для предотвращения силового варианта развития ситуации в этом регионе. Могу предположить, что Россия вполне способна «наглядно» наказать армянский сепаратизм, чтобы это стало уроком для других сепаратистских сил на Северном Кавказе. 

Азербайджанские известия.- 2011.- 4 февраля.- С.1.-2.