«Мы сделаем все, чтобы вернуться к родным очагам» 

 

Анар УСУБОВ, представитель азербайджанской общины Нагорного Карабаха:

 

У Анара Усубова счастливая и вместе с тем горькая судьба. Он родом из печально известного городка Ходжалы. Ему было чуть больше десяти лет, когда он вынужден был бежать из родного города, который армянские бандформирования стерли с лица земли вместе с мирными жителями. Мальчик спасся, но боль в сердце осталась навсегда. Анар закончил факультет международных отношений БГУ, работал в Американском корпусе мира в Азербайджане, он активист азербайджанской общины Нагорного Карабаха, сотрудник НПО «Центр эффективных инициатив». Недавно Анар УСУБОВ участвовал в работе конференции в Берлине «Нагорно-карабахский конфликт: немецкий и кавказский взгляд на решение конфликта». С ним беседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Элеонора АБАСКУЛИЕВА.

— Это, наверно, не первая конференция, посвященная теме карабахского конфликта, в работе которой вы участвовали. Есть ли какое-то отличие от других мероприятий подобного рода?

— Во-первых, масштабность — более ста экспертов из разных стран. На очень высоком уровне была представлена немецкая сторона, причем не просто в качестве хозяев, а как активные модераторы и участники дискуссий. Вполне обоснованно можно сказать, что немецкие ученые, представители бундестага, дипломаты, сотрудники различных аналитических фондов не только блестяще владеют обсуждаемой темой, но и благодаря своей деятельности доводят позицию нашей страны до мирового сообщества.

— А кто был организатором конференции? Наше посольство?

— Еще одно отличие нынешней конференции от многих других — инициаторами ее проведения были германо-азербайджанский форум, Центр исследований Каспийского региона свободного Берлинского университета и общество EuroKaukAsia. Посольство Азербайджана в Германии оказало организационную поддержку. Назову несколько имен и темы выступлений. Это хорошо известный в нашей стране почетный консул Азербайджана в Штутгарте Отто Хаузер, которого азербайджанская диаспора в ФРГ вполне заслуженно относит к нашим друзьям. Далее — специалист Фонда науки и политики Германии (SWP) доктор Уве Халбах, выступавший на секции «История и международная правовая оценка конфликта», заведующая кафедрой истории Азербайджана Гумбольдтского университета, профессор Эва-Мариа Аух, доктор юридических наук Хайко Крюгер, давший оценку карабахскому конфликту с точки зрения международного права, и еще много других. От Азербайджана выступали специалист Фонда по исследованию мира и конфликтов доктор Азер Бабаев, наш посол господин Парвиз Шахбазов и я.

— А кем была представлена армянская сторона?

— Главой Стокгольмского центра кавказской мирной инициативы, правозащитником, доктором наук Вахе Аветяном. И он, и я выступали на третьей панели, которая проходила под названием «Активисты мира в Армении и Азербайджане». Аветян получил слово до меня. Он говорил о том, что конфликт между Арменией и Азербайджаном, затянувшийся на долгие годы, негативно сказывается на обоих государствах, что сложившийся status quo мешает их развитию. Предложил предпринимать меры по подготовке населения обеих стран к миру, для чего, в первую очередь, по его словам, необходимо просвещать граждан обеих стран и, если не прекратить, то хотя бы уменьшить в СМИ кампанию по обвинению друг друга, очернительству и прочим негативным явлениям. И прямо там, на конференции, принес извинения Азербайджану за случившееся в Нагорном Карабахе. На моей памяти это единственный представитель Армении, который оказался способен на подобный шаг. Он считает, что карабахский конфликт — внутреннее дело Азербайджана, остановился на геополитических интересах стран, для которых он выгоден и которые его поэтому поддерживают в нынешнем состоянии.

— А что хотели донести миру вы, выступая в Берлине перед слушателями из разных стран, перед представителями азербайджанской и армянской диаспор?

— Я говорил о том, что, будучи пострадавшей стороной, понесшей колоссальные физические, нравственные и материальные потери в этом конфликте, мы, тем не менее, готовы, если будет подписано мирное соглашение, жить вместе с армянами. Однако я обратил внимание собравшихся на то, какая трудная задача призывать к миру тех, кто более всего пострадал от конфликта, — беженцев, которые до сих пор, несмотря на все усилия руководства страны, живут по 10-15 человек в одной комнате в зданиях общежитий, детских садов. Многие никогда не забудут жизнь в палаточных лагерях, а уже про потери родных и близких говорить не приходится. Армяне не случайно делают все для того, чтобы затянуть урегулирование конфликта. «Они, — сказал я, — тянут с его разрешением по одной простой причине — хотят, чтобы изгнанная ими с родных мест молодежь — второе, а затем и третье поколения — забыла о своей малой родине, свыклась с создавшимся положением, интегрировалась в новых местах обитания. Но я — один из них и говорю вам: мы никогда не забудем, откуда мы родом, и сделаем все, чтобы вернуться к родным очагам».

— Были ли у вас в Германии еще какие-то встречи?

Вахе Аветян подошел ко мне во время первой конференции и предложил принять участие на следующий день в форуме, который проводил его центр. Речь шла об отрицательном влиянии армянского национализма на существующую на Кавказе дружбу и безопасность народов. Я там не выступал, в основном задавались вопросы, и модераторы отвечали или давали слово кому-то из участников. Представитель так называемой НКР в Берлине, который был и на нашей конференции (его не приглашали, он попросил разрешения присутствовать только, чтобы послушать), задал Аветяну вопрос: «Почему вы извинились перед Азербайджаном?». И тогда армянский правозащитник ответил следующим образом: «И мы, и они потеряли по 30 тысяч человек во время конфликта, потому я и извинился». Тогда я поднялся и сказал, что протестую. 30 тысяч потерь с каждой стороны — это военные, а что вы скажете про Ходжалы, где было уничтожено мирное население и откуда чудом мне ребенком удалось спастись? Нельзя сравнивать это чудовищное преступление с воинскими потерями». Вахе ничего не ответил, хотя до этого он находил ответ на любой вопрос. После мероприятия он подошел ко мне и сказал, что приносит извинение за Ходжалы. Вот такая была встреча. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2011.  -1 июня.- С. 2.