Он был человеком слова и дела 

 

15 июня 1993 года вошло в историю независимого Азербайджана

как День национального спасения

 

Возвращение Гeйдaра Aлиeва летом 1993 года в Баку — столицу раздираемого тогда внутренними противоречиями и внешними ударами молодого государства, вселило в людей надежду. Азербайджан обрел политическую гордость реального, а не номинального суверенитета, государственная власть приобрела все преимущества независимости от интересов конфликтующих элит. Граждане поначалу радовались даже элементарной возможности мирной, созидательной жизни без страха, а вскоре ощутили и практические результаты работы государственных механизмов. Азербайджанский народ поверил Гeйдaру Aлиeву, сделал на него ставку и в результате не прогадал. Сегодня эта дата — 15 июня 1993 года — хороший повод поговорить о многогранном политическом наследии общенационального лидера Гeйдaра Aлиeва, о его сценарии реформ для Азербайджана.

 

Навигация

в экстремальных

условиях

 

«Корабль в бушующем море» — широко известный в политической публицистике прием сравнения страны с кораблем, прокладывающим путь в бурных водах Мирового океана. Часто таким же или схожим образом описывают и трагические перипетии постсоветского Азербайджана в начале 1990-х годов. Это действительно оправданный образ. И, конечно, если мы говорим о роли Гeйдaра Aлиeва в той непростой навигации, то совершенно очевидно, что должны сравнивать его с капитаном корабля. Таким, собственно, и являлся Гeйдaр Aлиeв — мудрым, решительным и отважным капитаном на мостике, — что в советский период, что затем, после возвращения к власти уже независимого Азербайджана.

В ту пору ситуация, да и сама атмосфера погружения Гeйдaра Aлиeва в азербайджанские штормовые реалии была, мягко говоря, экстремальна. Речь шла не только о сохранении на плаву корабля под названием «Азербайджан», борьбе за его живучесть, но и о наборе команды тех самых единомышленников и соратников, на которых может опереться капитан в трудных условиях жестоких политических бурь и отчаянных атак пиратов — карабахских сепаратистов, поддерживаемых Арменией. При этом не менее важна и другая часть ответственности капитана — сохранить жизнь людей, обеспечить приемлемые условия жизни и права граждан страны.

Известно, что требования, предъявляемые к капитану, максимально завышены. От его профессионализма, его лидерских качеств зависит совсем не виртуальная жизнь людей. Ответственный капитан планирует курс заранее, с учетом всей имеющейся информации, с предварительной проработкой возможных путей следования. У Гeйдaра Aлиeва был колоссальный жизненный и политический опыт, были знания, пожалуй, более чем у кого-либо иного на капитанской должности в СНГ. Но у него не было времени. Корабль «Азербайджан» представлял тогда зрелище не для слабонервных. Без навигационных средств во внешней политике, без средств обеспечения безопасности, практически доступный для любых угроз. Огромную роль в подобных ситуациях играет интуиция. Именно высочайшая политическая интуиция помогла Гeйдaру Aлиeву с честью выйти из этого шторма. Ведь в плавании в незнакомых политических водах, таящих множество опасностей, в отсутствие лоции (известного сценария транзита советского азербайджанского общества в уверенную нацию) полагаешься только на интуицию капитана-лидера. Aлиeв пришел в тот момент, когда временщики на капитанском мостике из Народного фронта показали полную неспособность координировать действия, управлять ситуацией, расписались в неадекватности своей стратегии.

Летом 1993 года в Азербайджане создалась реальная угроза братоубийственной войны. Нерадивые любители, примерившие китель капитана, оказавшись в тупике своих несоизмеримых амбиций, были вынуждены просить вернуться к штурвалу власти уже было «списанного» Гeйдaра Aлиeва. Приняв настойчивые просьбы, он прибыл из Нахчывана в Баку в тот момент, когда в молодом государстве шла жестокая борьба за власть между отдельными лицами и группами, грозившая полным распадом республики. За очень короткое время Гeйдaр Aлиeв смог предотвратить в Азербайджане гражданскую войну, восстановить общественно-политическую стабильность. Такое в истории государств мира случалось редко.

Однако, если исходить из более широкой перспективы, то нужно признать — День национального спасения случился не в конкретную дату 1993 года. Это даже не дата календаря, это скорее процесс возрождения, который Гeйдaр Aлиeв осуществлял на протяжении десятилетий с момента назначения на должность первого секретаря ЦК КП советского Азербайджана. Тогда собственно, не зная еще, что предстоит через тридцать, сорок лет, он создавал свой Азербайджан в той технократической модели социального и технологического прогресса, какую представлял исходя из объема своих знаний и опыта. Это был социалистический Азербайджан в составе большой советской страны, но это был Азербайджан — лидер, Азербайджан — эталон для других республик и стран социалистического пространства.

Сегодня смысл даты Дня национального спасения заключается в том, что возвращение Aлиeва в качестве общенационального лидера, в качестве президента новой страны дало возможность продолжить технократические реформы на новом витке, уже в рамках модели капиталистической экономики, в условиях частной собственности, на принципах демократического государства и примата прав человека над диктатурой государства.

 

Хроника

модернизации Aлиeва

 

Какие же решения и действия определили победу стратегии Гeйдaра Aлиeва и, следовательно, закрепили современное поступательное движение Азербайджана в потоках многоуровневой мировой конкуренции, направляемое его достойным преемником Ильxaмом Aлиeвым? Прежде всего необходимо отметить процесс коренной перестройки промышленного комплекса Азербайджана в 1970-е и начале 80-х годов. В республику хлынул поток современной техники и оборудования. С «нуля» были выстроены крупные заводы и предприятия по производству электроники, электротехники, приборостроения и станкостроения, нефтяного машиностроения. На них работали инженеры и специалисты со всего Союза, многие азербайджанцы приобрели возможность интеллектуального самосовершенствования именно благодаря этим рабочим местам. По сути в те годы по Азербайджану прокатилась волна технологической индустриализации. Часть из этих предприятий сегодня получила новую жизнь, какую-то часть уже нет необходимости восстанавливать. С притоком внешних и внутренних инвестиций в стране повсеместно внедряются новые инновационные производства. Происходит их оптимизация под современные стандарты бизнеса. Сегодня Азербайджан является экспортером электроэнергии. Основу этого достижения заложил Гeйдaр Aлиeв. За тринадцать лет его руководства советским Азербайджаном было построено и сдано в эксплуатацию в общей сложности более 250 заводов, фабрик и производственных цехов.

С возвращением Гeйдaра Aлиeва к власти азербайджанское правительство первым на постсоветском пространстве принимает решение о введении частной собственности на сельскохозяйственные земли без всяких ограничений. Это решение стало одним из фундаментов для реализации инициированных Ильxaмом Aлиeвым стратегических государственных программ регионального развития: за последние восемь лет в стране создано до 800 тысяч новых рабочих мест, большая часть которых являются постоянными.

Сегодня Баку является главным политическим и деловым центром в регионе Южного Кавказа и Каспия, более того, глобальным транспортным узлом. Мощный импульс городскому строительству, развитию дорожных коммуникаций и транспортных узлов столицы был дан в свое время именно с подачи Гeйдaра Aлиeва. Строительство исследовательских центров и клиник в сфере здравоохранения, развитие санаторных услуг и курортов, идея сделать Азербайджан всесоюзной здравницей — сегодня все это стало основой для создания в Азербайджане курортов мирового уровня. Благодаря тем усилиям, что были сконцентрированы Aлиeвым в направлении культуры, современные азербайджанские творцы в области музыки, кинематографа, литературы, масс-медиа и шоу-бизнеса получают самые высокие оценки в профессиональных сообществах творческой интеллигенции по всему миру. Совершенно определенно можно сказать, что весомая доля победы азербайджанского дуэта на «Евровидении» принадлежит стратегии Гeйдaра Aлиeва, как один из продуктов ее реализации в современности.

В 1970-х годах начался новый период в развитии нефтяной промышленности Азербайджана. По личной инициативе Гeйдaра Aлиeва был поставлен вопрос о коренной перестройке бакинских нефтеперерабатывающих заводов. В 1970-1980-х годах в Азербайджане был создан крупный нефтяной морской флот. Была сдана в эксплуатацию морская платформа «Шельф-2», способная бурить скважины глубиной до 6 тысяч метров при толще воды 200 метров. И, наконец, венец Aлиeвского управления и самое блестящее воплощение его стратегии — нефтяной «Контракт века», подписанный в 1994 году. Благодаря этому импульсу в экономику Азербайджана за минувшие полтора десятилетия инвестировано $97 млрд. При этом лишь $42 млрд вложено в углеводородный сектор, остальной объем внешних и внутренних инвестиций приходится на сектор товаров и услуг несырьевого профиля. Умелое управление растущей экономикой страны привело к тому, что стратегические валютные резервы Азербайджана сегодня составляют $35 млрд.

Политический талант Гeйдaра Aлиeва, его умение убеждать и управлять проявлялось во множестве фактов и в отдельных аппаратных победах. Как вспоминает глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев, Бакинский завод по производству кондиционеров предварительно планировалось построить в украинском городе Запорожье. После напряженных переговоров с министрами СССР Aлиeв пошел к Леониду Брежневу. Через три дня Политбюро изменило свое решение в пользу Баку. Конечно, такой дар убеждения порождал завистников на всех этажах политического синклита советской эпохи. Однако искренность и реальное сочувствие Aлиeва не просто к массам и абстрактной жизни страны, а к заботам конкретных людей пробивали себе дорогу. Aлиeву верили, потому что он был человеком слова. В этом и причина неизгладимого впечатления, которое он производил на соратников и помощников, на тех, кто его часто видел в работе, и тех, чья судьба лишь мельком соприкоснулась с жизнью Aлиeва, и даже на рядовых обывателей, читавших выступления Aлиeва или видевших отчеты о его работе на экранах телевизора.

В чем же была «магия» Aлиeва? Он нашел, а может, ему был генетически присущ синтез жесткой и бескомпромиссной дисциплины в делах, в его политической практике, и в то же время он чутко улавливал ожидания людей. Во все времена они похожи: люди опасаются безликой бюрократической системы-левиафана, поэтому их запрос к представителям власти есть выраженное стремление обнаружить в чиновнике сплав прогрессивных действий и вместе с тем справедливого, снисходительного и сочувственного отношения к судьбе конкретного человека.

Сегодня, в век политтехнологий, популярность политика выстраивается похожими способами, но вся разница в том, что она создается искусственно, ради рейтинга. В те годы такая активность была как минимум необычна для советского общества, а многих соперников Aлиeва в партийной вертикали раздражала. Выбор для высших советских руководителей был не велик. Либо ты сидишь в кабинете и плывешь по течению, и у тебя все отлично, ты уже достиг высот по выслуге лет, либо ты находишь в себе силы идти на «передовую», обнаруживать там нелицеприятные вещи, погружаться в кризис, сталкиваться с инерцией системы власти, усложнять себе жизнь дополнительными обременениями и, соответственно, публично демонстрировать собственные моральные установки. Aлиeв выбрал второй вариант, таково было его жизненное кредо. Главная, пожалуй, наиболее существенная психологическая деталь, широко присущая лидерам позднесоветского периода, — приспособленчество. Некоторые считали его «спасательным кругом» в океане советской системы, но такая позиция оставила глубокий изъян в системе и в конечном счете подточила ее. Aлиeв остался последовательным, целостным, не растерявшим в себе качества настоящего борца, и это качество перенеслось на азербайджанскую элиту, ее лучших представителей.

 

Революционные

достижения

политических реформ

 

В современном Азербайджанском государстве сформировался национальный формат стабильной политической системы. Ее можно назвать «демократией в развитии». Сегодня руководство страны опирается в том числе и на тот громадный опыт, который был накоплен в период правления Гeйдaра Aлиeва. На фоне антикоррупционной борьбы происходит реформа институтов власти, осуществляемая через президентскую вертикаль при определенном подключении энергии молодежи, а также серьезном вовлечении в реформы среднего бизнеса и экспертов-технократов из разных стран. Демократические механизмы в этой модели предстают как инструмент принуждения бюрократии к изменениям. Таким образом, управляемая конкуренция через верховенство права призвана урегулировать существующие и возможные конфликты внутри элиты, между властью и обществом.

Одним из очевидных продолжений Aлиeвской стратегии является дальнейшее повышение эффективности госуправления в Азербайджане: кроме обозначенной выше борьбы с коррупцией, снижаются административные барьеры, внедряются универсальные регламенты, современные методы контроля гражданского общества над процессом реализации реформ. Каналом для широкого диалога и построения солидарности между властью и обществом и в какой-то степени механизмом формирования и поддержания «гражданской идентичности» предстает азербайджанский сегмент интернет-сети. С каждым годом в стране становится все больше инициативных и свободных граждан, имеющих запрос на новое качество политического участия в жизни страны.

Известно высказывание Гeйдaра Aлиeва: «Демократия — это изменение в сознании людей. Это изменение происходит не революционным, а эволюционным путем, постепенно». Действительно быстрые процессы зачастую приводят к великому хаосу, обузданием которого и занимался Aлиeв в 1990-е годы. Большая часть граждан Азербайджана с содроганием вспоминает, как на фоне демократической риторики происходил подъем и выход на поверхность популистских и националистических доктрин. Помнит, как «дикая» демократия начала 1990-х отчасти привела к известным сепаратистским и центростремительным настроениям. В силу указанных причин расширение демократии возможно только эволюционным, постепенным путем. Однако результаты даже таких, постепенных процессов управляемой Aлиeвской эволюции в политическом, экономическом и социальном пространстве Азербайджана поистине революционны. В этом может убедиться каждый, кто хоть частично коснется азербайджанской истории и роли в ней Гeйдaра Aлиeва.

 

Александр КАРАВАЕВ

 

Азербайджанские известия. - 2011. – 15 июня. – С. 1-2.