«Управлению мусульман Кавказа следует активизировать свою работу в России» 

 

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор Центра географии религий РПЦ:

 

Недавно в Баку с деловым визитом побывал директор Центра географии религий Русской православной церкви (РПЦ) Роман СИЛАНТЬЕВ. Агентство «Интерфакс-Азербайджан» разместило на своем интернет-сайте интервью с ответственным сотрудником РПЦ, в котором он высказывает свои соображения относительно активизации деятельности Управления мусульман Кавказа (УМК) среди единоверцев, проживающих в России, а также о роли и значении сотрудничества между РПЦ и УМК в развитии религиозной дипломатии вообще и в урегулировании конфликтов в частности.

— С чем связан ваш визит в Азербайджан?

— Сейчас мы готовим заседание президиума Межрелигиозного совета СНГ, которое пройдет 28 ноября в Ереване. Это, в свою очередь, подразумевает и исторический визит главы Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде в Армению, так же как и приезд главы Армянской апостольской церкви Гарегина в Баку. Это действительно исторические события: то, что было в апреле 2010 года, и то, что произойдет в ноябре 2011 года. Естественно, это требует особой, кропотливой подготовки. Понятно, что могут быть провокации, что вполне возможны искаженные интерпретации каких-либо действий. К этому надо подойти максимально серьезно, чтобы минимизировать число возможных провокаций. Надеюсь, что если все пройдет нормально, то наступит новый этап в урегулировании конфликтов. Роль религиозной дипломатии растет с каждым годом, причем не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Голос духовных лидеров становится слышен все сильнее и сильнее.

— Как вы оцениваете религиозную ситуацию в Азербайджане?

— Я только что ознакомился с вашим новым законом «О свободе совести». Он еще не подписан президентом страны. Но в том виде, в котором он принят Милли меджлисом, производит очень хорошее впечатление. Думаю, определенные идеи оттуда можно внести и в наше, российское законодательство. По многим вопросам, действительно, у Азербайджана более правильное понимание того, как государство может и должно помогать религиозным организациям. Есть традиционные религиозные центры, которые и объединяют подавляющее большинство верующих. Поэтому государство само вправе решать, с кем ему работать и с кем не работать. Государство также должно защищать религиозные организации от тех людей, которые под видом религии занимаются экстремистской или террористической деятельностью. Сейчас Азербайджан, по мнению Русской православной церкви, одна из очень немногих стран, где нет никаких претензий к законодательству по отношению к религиозным организациям.

— Как складываются отношения руководства РПЦ с главой Управления мусульман Кавказа шейх уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде? Как вы оцениваете его деятельность?

— Шейх уль-ислам — это национальное достояние Азербайджана, как и патриарх Московский и всея Руси — достояние России. УМК — это уникальная организация, единственное в мире шиитско-суннитское духовное управление. Аллахшукюр Пашазаде, конечно, давно уже перерос рамки Азербайджана и всего Южного Кавказа. И весьма радует то, что он позиционирует себя как лидер мусульман всего постсоветского пространства, поскольку сегодня среди мусульманских религиозных деятелей в бывших советских республиках нет людей, сопоставимых с ним по опыту, по авторитету, по заслугам. Однако надо честно признать, что не всем это нравится. В частности, некоторые силы в России — например, Совет муфтиев России, — активно выступают против Управления мусульман Кавказа, безосновательно обвиняют власти Азербайджана в том, что они, якобы, притесняют мусульман, закрывают мечети, ведут антисуннитскую пропаганду. Есть также попытки радикализировать проживающих в России азербайджанцев, которые пока находятся на последнем месте по степени вовлеченности в террористические и экстремистские группировки. А вот первые две позиции в этом перечне занимают как раз новообращенные украинцы и русские. В России не прекращаются попытки столкнуть между собой шиитов и суннитов, чем особенно любят заниматься ненавидящие шиитов ваххабиты. В связи с этим УМК весьма важно активней доносить свою позицию до российских мусульман и обогащать наши традиционные муфтияты своим опытом диалога мазхабов ислама и христиано-мусульманского взаимодействия.

— Готова ли РПЦ оказать содействие созданию каких-либо общин на территории России под управлением УМК?

— Полагаю, что да. Русская православная церковь вполне может гарантировать, что УМК — это центр традиционного ислама, дружественного России и православному христианству. Есть попытки некоторых чиновников представить деятельность УМК как сомнительной иностранной организации, присутствие которой в России нужно минимизировать. Надо спорить с этими суждениями. У шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде есть очевидные заслуги перед Россией, русскими и православными. Когда после развала СССР русофобия стала на постсоветском пространстве обычным явлением, когда все валили на русских, шейх никогда не спекулировал на таких вещах, он никогда не разжигал антироссийские настроения. Азербайджан — одна из немногих постсоветских стран, где не было русофобии, о чем мы помним и что мы ценим. К сожалению, многие мусульманские лидеры России настроены в отношении России гораздо менее патриотично, чем уважаемый Аллахшукюр Пашазаде. Усиление присутствия традиционного ислама выгодно и православной церкви, и России в целом, и Азербайджану. Дружба между патриархом Московским и всея Руси и шейхом объективно улучшает и российско-азербайджанские отношения. Это действительно важный фактор международной дипломатии. 

 

 

Азербайджанские известия.- 2011. – 21 июня. – С. 1-2.