Тонкие нюансы современной медицины 

 

Биоэтика — новое направление в мировой науке, находящееся на стыке ее различных сфер

 

В наши дни с развитием науки, выходом на принципиально новые рубежи встает целый ряд этических вопросов, решение которых — прерогатива специалистов самого разного профиля, причем в этом деле необходимо их тесное сотрудничество. Огромный вклад в такого рода сотрудничество внесла только что завершившаяся в Баку 18-я сессия Международного комитета ЮНЕСКО по биоэтике.

В работе 18-й сессии Международного комитета по биоэтике ЮНЕСКО, инициатором которой выступила президент Фонда Гeйдaра Aлиeва, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутат Милли меджлиса Мехрибан ханым Aлиeва, приняли участие ученые, представляющие ряд стран и международные организации. Основные проблемы биоэтики были разделены организаторами на три основных блока, которые были рассмотрены за три дня работы форума.

Польза

многовекового опыта

Свою работу участники сессии начали с рассмотрения различных граней таких мировых проблем, как уважение к интересам человека и индивидуальной неприкосновенности, этические влияния традиционной медицины.

Как правило, вопрос соблюдения прав человека в медицине особенно остро встает, когда речь заходит об абортах и эвтаназии. Вместе с тем он охватывает и такие стороны проблемы, как необходимость предоставления медицинской помощи малообеспеченным людям, например, жителям развивающихся стран или мигрантам. Вносят свою печальную лепту в эту проблему и политические конфликты. Наконец, этот же вопрос нужно решать не только с точки зрения практической медицины, экономики и политики, но и с точки зрения науки, особенно генетических разработок. Всему этому был посвящен доклад Шейлы Маклин, директора Института прав и этики в медицине Университета Глазго (Великобритания).

Разнообразными и насыщенными получились прения по вопросам народной медицины и ее места в современном мире. В данной секции под председательством Эмилио ля Роса, запредседателя Международного комитета по биоэтике (МКЭ), выступили четыре специалиста из разных стран — К.Маникандан, представляющий Центр аюрведы города Мезхатур (Индия), Джек Гитэ, директор Школы альтернативной медицины и технологий города Ньери (Кения), Гуан Хин, представляющий Комитет по этике, госпиталь «Шугуанг» и Шанхайский университет традиционной китайской народной медицины (Китай), и Саша Баррио Тарнавески, доктор традиционной медицины, специалист по лечению травами (Перу).

Бурные обсуждения, которые вызвали их доклады, понятны. В условиях, когда мир, пережив эйфорию от всесилия химических препаратов, осознал и их, мягко говоря, небезвредность, обращение к традиционным, то есть народным, методам лечения приобретает все больший размах. Однако и с последними не все просто, что и вызывает ожесточенные дебаты в научном мире. Потому-то и обсуждение различных школ альтернативной медицины Африки, Азии, Латинской Америки и стран арабского мира не обошлось без жаркого столкновения мнений.

Особенно пристально рассматривалось отношение общества в тех или иных странах к деятелям этой сферы, а также плюсы и минусы народной медицины как «дубликата» современной, в частности этические нюансы так называемого знахарства. Соответственно взвешивались все аргументы за и против его активной интеграции в систему современного здравоохранения, включая необходимость разработки системы образования в этой специфической среде. Включение альтернативной медицины в единую систему частного, а тем более государственного здравоохранения требует рассмотрения и с точки зрения юриспруденции, но медицинский аспект проблемы все же оказался приоритетным. Адепты традиционной медицины поделились своим опытом системной организации «народного лечения» и убедительно показали, что такое возможно, причем на разных континентах. Общим фактором для них было и то, что все они представляли развивающиеся страны. А одним из главных аргументов — то, что традиционная медицина зачастую отличается более демократическими расценками на лекарства и услуги, чем частный сектор стандартного здравоохранения, и оттого еще более привлекательна для населения третьих стран. Впрочем, все это не отменяет желательности и даже необходимости государственного контроля в этой сфере в целях пресечения нарушения прав человека.

С точки зрения права

Будучи новым направлением науки, к тому же находящимся на стыке ряда ее отраслей, биоэтика порождает решения и ряда правовых вопросов. И они, наряду с необходимостью усиления образовательной, просветительской работы, столь важны, что были вынесены в отдельную секцию. И обсуждение законодательных актов (в частности, вопросы выполнения программы по биоэтике) и правовой базы в области самой биоэтики проходило не менее оживленно, чем дискуссии предыдущего дня.

Руководитель отдела биоэтики ЮНЕСКО Дафна Файнхольц рассказала о программе, действующей с 1993 года, а с 2005 года охватывающей многие государства. При поддержке ЮНЕСКО в 14 странах созданы национальные комитеты, в настоящее время в связи с этим ведутся переговоры с 10 странами.

Говорилось и о подготовке кадров в преподавании биоэтики, создании справочной базы на шести языках, механизмах исполнения программы. Образованию в сфере биоэтики были посвящены доклады ряда специалистов, в том числе представительницы нашей страны — завкафедрой педиатрии АМУ, члена Национального комитета ЮНЕСКО по биоэтике, научной и технологической этике Адили Намазовой. Представитель московского бюро ЮНЕСКО Алла Ампар и руководитель клинического департамента Санкт-Петербургского института Пастера Ольга Кубар рассказали о росте профессионализма в преподавании биоэтики в странах СНГ и перспективах международного сотрудничества.

Вопросы теоретического обоснования норм биоэтики были в центре внимания докладчиков — специалистов по философии, таких, как Татьяна Мишаткина из Международного университета окружающей среды им. Сахарова (Беларусь) и Васил Глушман, директор Института философии и этики Университета Пресов (Словакия).

И все же главной темой обсуждения стали законодательные меры в Восточной Европе, в частности выполнение деклараций ЮНЕСКО в области биоэтики, развернувшиеся вокруг докладов председателя азербайджанского комитета «Человек и биосфера» ЮНЕСКО, академика Урхана Алекперова и директора Грузинского общества медицинского права и биоэтики Гиви Джавашвили. Участники встречи высказались также по поводу учреждения и координации Национального комитета биоэтики Восточной Европы.

Наследие

овечки Долли

Третий тематический блок сессии был посвящен двум важным вопросам, направленным на перспективу. Одним из них стало обсуждение проекта отчета МКЭ о человеческом клонировании и международном управлении. Несмотря на то, что технология клонирования была изобретена относительно недавно, так что эта сфера является одной из самых молодых отраслей медицины, она, тем не менее, с самого момента своего возникновения находится в фокусе бурных обсуждений с точки зрения религии, этики, здравоохранения и т.д. На бакинском форуме специалисты также не оставили без внимания и этот важный вопрос биоэтики.

Другой темой дня стал обмен мнениями и предложениями, касающимися рабочей программы МКЭ на 2012-2013 годы. Эта организационная часть сессии и подвела итоги мероприятия.

Хочется отметить, что проведение в Баку 18-й сессии Международного комитета ЮНЕСКО по биоэтике — значительное событие не только для самой этой отрасли науки, но и для Азербайджана как принимающей страны. Об этом говорили на форуме многие зарубежные гости. Так, замдиректора Института медицинских исследований Кении Васунна Моник высоко оценила планомерные инициативы президента Азербайджана Ильxaма Aлиeва по развитию здравоохранения, вызывающие положительные отклики. А профессор Варшавского университета Ева Бартник отметила, что мероприятие такого масштаба позволило показать всему миру происходящие в Азербайджане стремительные процессы развития. 

 

 

Наиля БАННАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 3 июня. – С. 2.