Гамлет ИСАХАНЛЫ, председатель совета директоров университета «Хазар»: «Для успешной борьбы с коррупцией нужна политическая воля, и она предъявлена» 

 

Недавно Высший исследовательский центр Испании обнародовал рейтинг-лист лучших университетов мира. Среди без малого двадцати тысяч вузов разных стран назван и университет «Хазар», вошедший в первую лигу рейтинга. Агентство 1news.az взяло интервью у основателя и председателя совета директоров «Хазара», в котором помимо вопросов чисто образовательной тематики фигурируют и актуальные общественно-политические проблемы.

— Министерство образования развернуло серьезную работу по борьбе с коррупцией. Как вы оцениваете участие вузов страны в противодействии этому позорному явлению?

— Коррупция — самое крупное зло на пути развития общества и государства. Она порождает монополию, убивает инициативу и инновацию. Как опаснейший вирус коррупция морально разлагает личность и общество, порождает беззаконие и несправедливость. Несовершенство законов, их теоретический характер и неучет реалий в свою очередь готовят почву для коррупции. Что нужно для успешной борьбы с коррупцией? Политическая воля в первую очередь. Она предъявлена. Действие началось. Борьбу с коррупцией надо вести по всему фронту. Люди с сомнительной репутацией не должны руководить государственными учреждениями. И, конечно, надо развивать законодательство с учетом сложившихся обстоятельств. Законы и нормативные документы должны поощрять развитие инициатив и бизнеса. Налоги, таможенные пошлины, юридические оформления должны быть справедливыми, открытыми, ясными. Чем яснее будет бизнес-законодательство, тем меньше оснований останется для придирок, толкающих к коррупции.

— Что же надо делать и где свет в конце тоннеля?

— Мораль и закон — основополагающие принципы упорядоченной жизни. Если человек по своей природе не может терпеть коррупцию, то значит, есть надежда, что он сможет возглавить борьбу с коррупцией. Но этого еще недостаточно. Потому что борьба с коррупцией требует точного диагноза этой опасной болезни, реального плана лечения, хирургических вмешательств, вложения огромной энергии, терпения и темпа одновременно. Из-за того, что есть случаи, когда взятку хотят и дать, и получить обе стороны (непотизм), уличить их одновременно не получается. С другой стороны, когда бизнесмен на каждом шагу зависит от местных и неместных правителей, находится под давлением, то он вынужден дать взятку, чтобы довести свое дело до конца. Хотя при этом его бизнес ослабляется, а иногда даже закрывается. Происходит утечка ресурсов не на развитие бизнеса, а на взятки. Непропорциональная зависимость приводит к коррупции. Нужно, чтобы нормальные организации и люди были самостоятельны в своих действиях на благо организации, а значит, и на благо общества.

— Известно, что университет «Хазар» оказался единственным представителем Азербайджана в верхних эшелонах нового всемирного рейтинга университетов. Как вы оцениваете успех вашего вуза?

— Это исследование и соответствующий рейтинг-лист, так называемый Webometrics — дело Испанского высшего исследовательского центра (Consejo Superior de Investigac Cientifacasiones), основанного профессором Ramon y Cajal, лауреатом Нобелевской премии 1907 года. Главными критериями оценки являются современность, научная сила, международное признание. Все они измеряются независимо от вузов через Интернет с помощью поисковых систем Google и всего прочего. Среди исследованных в январе 2011 года 19266 университетов мира в первые 6 тысяч, а также в первую лигу попал и наш университет «Хазар» (5097-е место), далеко опередив остальных трех представителей Азербайджана уже из второй лиги. Webometrics обнародовал также список 1120 лучших современных библиотек по всему миру, пользуясь той же методологией. В этом списке не только Азербайджан, но и весь Кавказ и Средняя Азия представлены единственной библиотекой — библиотекой университета «Хазар» (892-е место).

— Предпринимаются ли в Азербайджане какие-либо шаги для того, чтобы дипломы наших вузов котировались в мире?

— Вообще в развитых странах вопрос об общем признании дипломов какой-либо страны или вуза не ставится. За дипломом стоит престиж вуза. Работодатели и университеты признают и уважают дипломы достойных вузов.

— Как можно оценить опыт проведения централизованных выпускных экзаменов в общеобразовательных школах?

— Думаю, что проведение централизованных выпускных экзаменов в школах необходимо. Это нужно прежде всего для того, чтобы школьники и их родители, учителя и руководство школ относились к школьному образованию более ответственно. Все это в конечном счете вносит вклад в объективность выпускных оценок. Конечно, можно поднимать разные вопросы, связанные с этими экзаменами, как, например, степень адекватной трудности экзаменационных вопросов, содержание и форма вопросов, время проведения экзаменов, общая политика оценка знаний и т.д. Мне кажется, что наступила пора объединить школьные выпускные и вступительные экзамены в вузы, которые следуют друг за другом, с целью объективной оценки знаний выпускников. Это повысило бы качество экзаменов и устранило бы параллельные испытания.

— Министерство образования готовит предложения о внесении изменений в закон «Об основах призыва на военную службу», в которых предусматривается, в частности, отсечка от призыва на военную службу бакалавров, поступивших в магистратуру, до завершения обучения. Как вы это оцениваете?

— Число молодых людей, поступающих в магистратуру, не столь уж большое, чтобы могло повлиять на общее количество призывников. Вместе с тем вынужденный перерыв между получением диплома бакалавра и учебой в магистратуре не в пользу этих молодых людей, вузов и государства в целом.

— Насколько успешна политика получения молодежью образования за границей?

— Существует три типа образования за рубежом: за счет государственных программ, по программе обмена студентами между азербайджанскими и зарубежными вузами, а также самостоятельное поступление. На первом месте по количеству — самостоятельное поступление, которое превосходит остальные две возможности. В последние годы государственные программы набирают оборот. Университет «Хазар» тоже предлагает хорошие возможности учебы за рубежом посредством программ типа Erasmus Mundus и с помощью широкого межвузовского студенческого обмена.

— Вы покинули пост ректора университета. В чем причина?

— Этому способствовало несколько причин. Во-первых, и это самое главное, — желание усилить и усовершенствовать управление университета «Хазар». На мне лежала ответственность за общие организационные дела, установление принципов работы и развития. Вдобавок я был также вынужден работать над решением кадровых вопросов, составлением учебных планов, налаживанием международных связей и прочее в течение долгих лет. Из-за того, что я шел по непроторенной дороге и имел больше западного опыта и знания, мне приходилось руководить и стратегией, и тактикой. В итоге в настоящее время университет «Хазар» имеет устойчивые традиции, приемлемые человеческую и материальную базы, хорошую репутацию. Отныне же я больше буду заниматься стратегией развития, решением крупных проблем. Повседневные и конкретные вопросы — за новым ректором, профессором Джоном Райдером из США. Более того, я усиливаю команду в целом — привлекаются другие новые люди, среди них и иностранцы. Кроме того, я по-прежнему остаюсь в совете директоров и попечителей университета «Хазар». Работаю над существенным усилением университета на международной арене. Это тоже очень важно для меня. К тому же остается больше времени для научного и литературного творчества. 

Азербайджанские известия. – 2011. – 4 марта.  – С. 1-2.