«Только уехав из Баку, понимаешь, как он прекрасен» 

 

Приход в литературу молодого юриста и конфликтолога Рены Юзбаши (она окончила факультет правоведения БГУ и защитила диссертацию по конфликтологии в Европейском университете мира в Австрии) оказался не просто стремительным, но и очень успешным. Заговорить о себе она заставила уже первым романом «: Воробышек with love», изданным в Баку в начале 2007 года. В том же году свет увидела первая часть ее дилогии «Целая вечность в аду и на минуту больше», а в следующем вторая — «Целая вечность в аду и ни минутoй больше». Но подлинным успехом молодой азербайджанской писательницы стал криминальный роман «Скинхед», выпущенный в прошлом году московским издательством «Эксмо» в одной из самых популярных его серий «Русский бестселлер». О себе и дальнейших планах Рена ЮЗБАШИ рассказала в интервью Trend-life.

— Меньше года назад вы уехали в Москву, чтобы учиться на киносценариста. Почему?

— Сначала это было просто сродни вызову, когда стало интересно, а смогу ли? Затем поняла, что не боги горшки обжигают и все возможно. Теперь я меньше пишу прозу, но нельзя сказать, что совершенно отказалась от нее. Но издательский бизнес очень жестокий. Существовать в его рамках, если, конечно, ты не звезда первой величины, очень сложно. А со сценариями поле непаханое, и этот рынок гораздо более благожелательно настроен к новым именам.

— Вы посещаете мастер-классы известного российского режиссера Александра Митты?

— Да, я участвовала в мастер-классах, и не только потому, что я — начинающий сценарист. В Москве как-то наткнулась на конспект приезжавшего туда известного американского сценариста, бывшего у истоков сериала «Закон и порядок», который знаменит, признан и завоевал телевизионные награды. Когда я поняла, какие гранды кино приходили на его лекции, обменивались мнениями, то еще раз осознала, что учиться никогда не поздно. Ведь как только перестаешь учиться, то перестаешь и развиваться как творческая личность.

— И каковы первые успехи?

— Я многое узнала, открыла новый мир. Кино для меня новый вид деятельности, российское кино развивается и здесь есть чему учиться и двигаться вперед. — Уже чувствуете свое продвижение как сценариста, что пишете то, что, возможно, потом экранизируют?

— Даже не потом. Я наладила тесные связи с несколькими продюсерскими компаниями. Не хочу заранее говорить, но через какое-то время, надеюсь, смогу порадовать телезрителей. А до полнометражного кино мне еще расти и расти.

— Писать и издавать литературу на русском языке в Азербайджане заработка особого не приносит, хоть и премии недавно появились…

— Связывать развитие литературы с появлением новых премий некрасиво и неправильно. Да, многие говорят, что появились новые премии, так пишите, работайте, старайтесь их получить, но это смешно, потому что, если кто-то когда-нибудь будет писать с мыслями о том, получит он премию или нет, то это совершенная конъюнктура с целью заработать. Я же, даже если завтра пойму, что мне ничего не заплатят за книгу, то не перестану писать, потому что есть потребность. Но с другой стороны, когда ты столько сил вкладываешь в сценарий, то тебе, конечно же, хочется увидеть плоды своих трудов на экране. В конце концов, если книга не издана, то ее хотя бы можно прочитать своим близким.

— Но не в этом же цель писателя…

— Вообще начнем с того, что я себя не считаю писателем и об этом говорю давно. Для меня гораздо важнее написать, излиться. Прочтут — замечательно, издадут — еще лучше, но главное высказаться. Первый толчок и побуждающий стимул — сделать что-то для себя, увидеть себя со стороны, а потом уже важна реакция других.

— Кстати, о реакции. Как вы относитесь к критике?

— Все зависит от того, от кого она исходит. К счастью, я никогда не сталкивалась с прямыми оскорблениями, людьми, которые меня рьяно ненавидят, хотя, может, они и существуют, возможно, в параллельных вселенных. Критика важна, она мобилизует. Если мне говорят, что все замечательно, но почему ты назвала своего главного героя Арсланом, а не Асланом, это смешно. Если критикует человек, который сам состоялся, и не обязательно как писатель, но и художник, актер, режиссер, то есть я существую в мире его координат и наши координаты совпадают, я уважаю и разделяю его мировоззрение, то это очень интересно. К критике читателей я, конечно, прислушиваюсь, но стала проще относиться. Раньше для меня было трагедией, если мамина ученица значительно младше меня приходила ко мне и говорила, что, боже мой, почему финал такой, а не вот такой, это было для меня трагедией. Сейчас я в этом плане стала спокойней.

— Прожив некоторое время в Москве, вы решили написать книгу «Бакинские истории». То есть как бакинка решили что-то сделать для города?

— Только уехав из Баку, понимаешь, как он прекрасен. Отношение бакинцев к Баку четко выражается поговоркой «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Естественно, есть ностальгия и очень хочется почувствовать родной город. Раньше хотела написать рассказ, действие которого разворачивается в Баку, но один известный писатель тоже выразил желание написать что-то о Баку, а потом еще кто-то из подруг сказал аналогичное, а потом и я сама уже предложила создать сборник. Я поняла, что известные бакинцы, живущие по всему миру, хотят участвовать в создании такой книги, имеют для нее уже какие-то произведения, и меня это порадовало. А еще есть знаменитые известные писатели в Москве, которые искренне влюблены в наш город. Наконец, я поняла, что сборник увидит свет, когда один из самых известных фантастов России — Зотов изъявил желание опубликовать в нем свой рассказ. Он был в Баку и очень хорошо относится к нашему городу. Когда он согласился на публикацию, то я была счастлива. Сейчас процентов на семьдесят сборник готов.

— Опять же книгу надо издать, что совсем непросто. Чувствуете ли вы как молодой писатель поддержку каких-либо меценатов?

— Отдельное спасибо за «молодой» и, тем более, за «писатель». Вы знаете, я уже настроилась на выпуск сборника. Может, издадим его в Баку или в Москве — еще не решила. В Баку дорогие полиграфические услуги, но бакинцев, проживающих в Москве и заинтересованных в приобретении такой книги, тоже немало. Возможно, я могла бы какую-то часть издать в Баку и отправить в Москву.

— Снова за свой счет, без чьей-либо поддержки?

— Разумеется, в книге будут блестящие имена и при их наличии я смогу пойти в издательство и, думаю, что кто-то возьмется за нее. Может, какую-то часть за свой счет издам или с поддержкой авторов. За свой счет можно выпустить этот сборник минимальным тиражом в тысячу штук, что уже стало нормальным для Баку. А что касается меценатства, то недавно мой хороший товарищ спросил у меня: «А что у нас с меценатами?», на что я ответила, что их у нас просто уже нет. Мы потеряли традиции меценатства. Были Муса Нагиев, Зейналабдин Тагиев, и они остались в истории не потому, что были богатыми людьми, а поскольку смогли кому-то помочь и сделать что-то для города, и, надеюсь, такие люди еще появятся. 

 

 

Рена ЮЗБАШИ

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 14 мая. – С. 1-2.