«В Вашингтоне силен интерес к нашей стране» 

 

Асим МОЛЛАЗАДЕ, депутат Милли меджлиса:

 

Нынешняя весна отмечена активизацией политического диалога между Азербайджаном и США. Подтверждение тому — участившиеся визиты конгрессменов, официальных представителей Белого дома — в Баку и азербайджанских политиков и общественных деятелей — в Вашингтон. О том, чем они обусловлены и в какой мере могут повлиять на развитие отношений между Азербайджаном и США, в интервью «Вестнику Кавказа» размышляет депутат Милли меджлиса, глава Партии демократических реформ Асим МОЛЛАЗАДЕ.

— В конце года американский Сенат вновь должен рассмотреть кандидатуру Мэтью Брайзы на посту посла в Азербайджане. Каковы его шансы на утверждение?

— Этот вопрос продолжительное время обсуждался в политических кругах США. Утверждение кандидатуры Мэтью Брайзы тормозили два проармянских члена комитета Сената по внешним вопросам Барбара Боксер и Роберт Менендез. Кандидат, выдвинутый в мае этого года Белым домом, должен был быть утвержден сначала в комитете Сената, затем в самом Сенате. Боксер и Менендез, оставшись в меньшинстве в ходе голосования на уровне комитета, не смогли отстранить кандидатуру Брайзы. Однако, используя пробелы в политической системе США, смогли наложить вето на вынесение на голосование в Сенате этой кандидатуры. Выход из положения глава Белого дома нашел в полномочии, предоставляемом ему Конституцией. Если Сенат, не ратифицировав кандидатуры на должности в правительстве, уходит на каникулы, то президент имеет право на «каникульные назначения». Барак Обама, используя это право, направил Брайзу послом в Азербайджан. В соответствии с Конституцией США, чтобы «каникульные назначения» Белого дома оставались в силе, через год Сенат должен вновь рассмотреть их. Поэтому в Сенате будут вновь рассматривать утверждение его кандидатуры. Возможно, и на этот раз некоторые в Сенате будут против, но это будет абсолютное меньшинство.

Брайза считается одним из самых опытных американских дипломатов, он хорошо знает Кавказ, участвовал во многих программах в регионе. Причем Брайза непосредственно занимался урегулированием южнокавказских конфликтов. Его опыт позволяет США быть достойно представленными в Азербайджане. Поэтому противостояние армянских лоббистов направлено против интересов США. Вызывает удивление деятельность некоторых сенаторов и конгрессменов, для которых личные интересы стоят выше интересов национальной безопасности собственного государства.

— Вы недавно вернулись из США, в которых побывали еще с несколькими депутатами. Какова была цель визита?

— Визит был связан с акциями, организованными американской организацией «Фонд Карабаха». Помимо культурных мероприятий, мероприятий, проводимых в Конгрессе США для урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией, мы обсуждали вопросы американо-азербайджанских отношений. Нам удалось выступить во многих университетах США, исследовательских центрах, встретиться с конгрессменами, руководителями известных американских демократических организаций, таких как Freedom House — национальный институт развития демократии.

Мы побывали на мероприятиях, продвигающих нашу культуру, — на концерте азербайджанского джаза в Линкольн-центре, на празднике, организованном ТЮРКСОЙ, где более 140 деятелей искусства из тюркских государств, в том числе тюркских народностей России, представили свою культуру в США. Это представление было встречено американской общественностью очень тепло. Думаю, что разговор на языке культуры дает большие результаты, чем монотонные переговоры политического и экономического характера.

Азербайджан был первым секулярным государством исламского и тюркского мира. Мне кажется, значение Азербайджана как модельного государства для исламского и тюркского мира не менее важно для США, чем политика Баку в сфере энергетики или безопасности, хотя неуклонная поддержка Азербайджана США в борьбе с терроризмом и международной преступностью очень высоко оценивается Вашингтоном.

— Вы часто ездите в США и Европу. Насколько люди за пределами Азербайджана осведомлены о нагорно-карабахском конфликте?

— Очень мало. В Европе и США вообще мало информации о нашем регионе. Иногда люди владеют лишь теми сведениями, которые предоставляются армянскими диаспоральными и лоббистскими организациями. Перед нами всегда стояла задача проинформировать о сущности конфликта общественность, СМИ, научно-аналитические центры, которые участвуют в формировании политики этих государств. Ведь речь идет не просто о конфликте, а о грубом нарушении международного права, когда одна страна — член ООН, ОБСЕ, Совета Европы оккупировала значительную часть соседнего независимого государства. В Европе говорим о том, что в результате оккупации Арменией азербайджанских территорий произошла гуманитарная катастрофа — более миллиона беженцев и перемещенных лиц много лет находятся в этом состоянии. Вот почему к этому конфликту необходимо относиться именно с позиций международного законодательства, норм, которые закреплены в основополагающих документах ООН, ОБСЕ, Совета Европы. Тогда мы сможем серьезно продвинуться в урегулировании этого вопроса. Мы ждем от международных организаций уважения к их основополагающим документам. Принимается резолюция по Ливии, и через несколько часов начинается имплементация этих резолюций. А по Карабаху четыре резолюции просто превратились в пустую бумагу.

Есть резолюции ПАСЕ, Европарламента, Бундестага — все эти документы, появившиеся относительно недавно, говорят о том, что мы несколько продвинулись в вопросе информирования общественности и политических кругов Западной Европы. В США мы работаем не только на федеральном уровне, но и на уровне различных штатов, городов, чтобы разоблачить пропагандистскую ложь, которую мощные, богатые, хорошо организованные армянские диаспоры распространяют на протяжении десятилетий.

— Как на сегодня складываются американо-азербайджанские отношения?

— Наши отношения — стратегическое партнерство. Придя к власти, нынешняя администрация США допустила несколько ошибок, причем не только в отношениях с Азербайджаном, но и с другими партнерами. Было непонятно, какую политику будут проводить США на Южном Кавказе. Почти двухгодичное отсутствие американского посла в Баку нанесло урон двусторонним отношениям. Тем не менее недавно в Азербайджане побывали высокопоставленные представители Белого дома. Столь высокий уровень визитов свидетельствует о том, что в Вашингтоне силен интерес к нашей стране. 

 

 

Азербайджанские известия. – 2011. - 6 мая. – С. 1-2.