Наргиз КЕРИМОВА, руководитель организации «Счастливое будущее детей»: «Никогда не думала, что занятие благотворительностью может доставлять такое удовольствие» 

 

Сегодня благотворительностью занимаются многие — как общественные организации, так и отдельные люди, собирая вокруг себя друзей, а иногда и совсем не знакомых людей из виртуальной сети. Имя Наргиз Керимовой многим хорошо известно: за восемь лет благотворительной деятельности с ее помощью были прооперированы более 600 детей с пороком сердца и другими заболеваниями, отремонтированы несколько детских домов. Но беседа корреспондента «Азербайджанских известий» Лейлы АМИРОВОЙ с Наргиз КЕРИМОВОЙ — не только о ней и возглавляемой ею организации «Счастливое будущее детей», но и о неравнодушных людях, без которых благотворительность была бы невозможна.

 

 

— Наргиз ханым, с чего начиналась ваша деятельность? Вы помните первого малыша, которому спасли жизнь?

— Конечно, помню. Наша организация была создана намного позже того времени, как мы начали свою деятельность. Я считаю, что каждый человек, переживший какие-то негативные моменты в своей жизни, никогда не захочет, чтобы это же пережил кто-то другой. Я росла в обеспеченной семье, но, тем не менее, даже когда у тебя есть финансовые возможности, в трудных ситуациях намного важнее моральная поддержка. Я это пережила, и поэтому хотела бы делиться с людьми только тем позитивным, что было в моей жизни. Я помню первый случай, когда мне удалось помочь в спасении жизни другого человека. Это было в 2004 году, моя знакомая рассказала о своем 4-летнем сыне, у которого были порок сердца и почечная недостаточность. Она не просила помощи — просто делилась со мной своим горем. Я была впечатлена этой историей, так как сама потеряла брата из-за почечной недостаточности и хотелось во что бы то ни стало помочь этой женщине! Ведь так страшно, когда у тебя нет денег на лечение ребенка, он умирает на твоих руках, и ты ничего не можешь сделать. Мы проконсультировались с врачами, нам посоветовали вначале сделать операцию почек, а уж после 12 лет — сердце. Я позвонила родственникам, подругам, рассказала им историю мальчика и они помогли мне собрать нужную сумму. Через некоторое время мы послали его с мамой на операцию в Москву. Я поговорила с хирургом, объяснила, что операция делается за счет благотворительных средств, и он пошел нам навстречу, не взяв деньги за свою работу, мы только оплатили лекарства и нахождение в больнице — $1800. И когда я навестила мальчика после его возвращения в Баку, то счастью моему не было предела — это мгновение я никогда не забуду. С того дня мы начали заниматься благотворительностью. Поначалу близкие меня не понимали, говорили, что нельзя так убиваться из-за посторонних людей. Сейчас я сама понимаю, что слезами горю не поможешь. Есть много детей, которым нужна поддержка, а значит, требуются и большие деньги. И вместе с друзьями мы добиваемся поставленной цели — каждый месяц посылаем на операцию пять-шесть детей.

— Но ведь помощь в организации медицинской помощи больным детям — не единственное направление вашей деятельности?

— Второе направление — это детские дома и школы-интернаты. Раз в неделю, каждую пятницу, посещаю детский дом. А все началось с наших семейных друзей. Они мне рассказали, что часто ездят в детский дом, отвозят еду и игрушки. И я задумалась, почему этого не делаю, побывала в школе-интернате №3 для глухонемых детей. Впечатление, признаюсь, было тяжкое. Но мы с помощью друзей сделали ремонт в интернате, установили отопительную систему, купили мебель. Каждый месяц мы дарим им два слуховых аппарата, предоставленных нашей организации немецкой компанией «Сименс». А в 2010 году помогли сделать ремонт в детском доме в Губинском районе. Представьте себе, его воспитанники купались холодной водой!

После того как отремонтировали второй детский дом, решили осуществлять свою деятельность на документальной основе — чтобы государство знало: в таком-то интернате уже сделан ремонт, и выделенные деньги передавало другому. Чтобы не было коррупции. Мы долго думали над названием и решили, раз то, что мы делаем, приносит детям счастье, то назовемся «Счастливое будущее детей». К тому времени прошло четыре года, как мы занимались благотворительностью, помогли оперировать 63 ребенка с пороком сердца. А в 2008 году, через два месяца после получения регистрации, провели танцевальный конкурс для коллективов детских домов. Нас поддержали Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей, аппарат омбудсмена, депутаты. Их представители были в нашем жюри, который оценивал выступление детей. Тогда всех поразило выступление девочки Шебнем Агаевой из школы-интерната для глухонемых детей. Они были шокированы — как девочка, которая не слышит, может танцевать, чувствовать ритм? Шебнем получила Гран-при конкурса, а также денежный приз в размере 500 манатов. Она впервые держала в руках такую большую сумму денег и не знала, что с ними делать. Мы посоветовали ей потратить их на занятия с хореографом, и она воспользовалась нашим советом. Сейчас Шебнем делает огромные успехи.

— Благотворительность объединяет людей?

— Безусловно! У нас был уникальный случай с 16-летним Аразом, который страдал пороком сердца. К проблеме этого мальчика подключились многие люди. Летом 2009 года в Баку по приглашению омбудсмена Эльмиры Сулеймановой приехал известный украинский хирург Виктор Тодуров. У многих из осматриваемых им детей с пороком сердца не было денег на лечение, и тогда хирург пообещал помочь им по льготной цене. Спонсирование операции трех детей взяла на себя наша организация, еще троих — Эльмира Сулейманова. Среди них был и Араз. Однако незадолго до вылета его состояние ухудшилось, мальчик впал в кому. Тудуров сказал нам, что если привезем Араза в Киев, то он спасет ему жизнь. Но авиакомпания отказывалась его брать на борт, говорили, что для этого нужно заказать специальный самолет с медицинским оборудованием, а это стоило 45 тысяч евро! У нас не было таких денег. Тогда Эльмира ханым сама приехала в аэропорт, уговаривала, спорила с руководством, чтобы мальчика опустили на рейс. Знаете, если этот мальчик сегодня живет, то своей жизнью он благодарен Эльмире ханым, которой удалось убедить руководство AZAL принять на борт мальчика. Но тут нам поставили новое условие — больного в пути должен сопровождать врач. До отлета оставалось два часа, как найти выход из положения за такое короткое время? Отец мальчика в отчаянии позвонил врачу из кардиологической больницы Наргиз ханым, чтобы посоветоваться, кого можно будет попросить поехать в Киев. Мы понимали, что ситуация почти безнадежна. Но произошло чудо. Я очень хочу, чтобы вы написали о Наргиз ханым, об этом сердечном человеке, которая оставила своего двухмесячного малыша с мужем и поехала спасать чужого ребенка. Когда ей позвонили, она не поверила, что Араз до сих пор жив, ведь его выписали из больницы в критическом состоянии, врачи уже не надеялись на его спасение. Через час она была в аэропорту. В самолете не было места, весь рейс ей прошлось стоять рядом с Аразом, с системой в руках. Эльмира Сулейманова за это время предупредила украинских врачей — они приехали на «Скорой помощи» в аэропорт и сразу же увезли Араза в клинику. Спустя несколько часов мальчика прооперировали. Это история только одного чудесного спасения, которая произошла благодаря скоординированным действиям нескольких неравнодушных людей.

— А как получилось, что вы заинтересовались темой наркомании? Ведь это не совсем детская тема?

— Почему же? Наркомания — это тоже болезнь, и чаще всего она начинается в подростковом периоде. И если мы избавимся от нее, то у наших детей будет счастливое будущее. Так получилось, что я сама столкнулась с этой проблемой, близкий человек был зависим от наркотиков. Всегда думаешь, что такие вещи, как наркомания или СПИД, никогда не коснутся тебя или твоих близких, но, увы, жизнь непредсказуема. Вылечить порок сердца легче, чем избавить человека от наркотической зависимости. От этого страдают близкие люди, ты смотришь на своего ребенка, но ничем не можешь ему помочь. Пытаешься вытащить его из этой пучины, но он снова в нее погружается. Я решила внести свой вклад в борьбу с этим страшным злом. В своем ролике я пыталась объяснить, что общество не должно отталкивать наркоманов, мы должны объединиться и помочь им. Для подростков это должно было стать сигналом, они должны понимать, какие тяжкие последствия имеет то, что начинается как безобидное, на детский непросвещенный взгляд, баловство. Городские власти хорошо восприняли этот ролик, с их поддержки он демонстрировался на всех мониторах столицы. Знаете, если хотя бы один подросток задумался над этим роликом и решил, что будет держаться подальше от наркотиков, то я уже счастливый человек.

— Вы активный пользователь социальных сетей. С появлением Facebook, блогов что-то изменилось в благотворительной деятельности?

— Да, расширился кругозор друзей и знакомых, появилось больше возможностей донести нужную информацию до людей. Например, мы сняли ролик про одного больного ребенка и распространили его в Интернете. На следующий день начались звонки. Мы ставим фото и видео до операции и после, процесс реабилитации, чеки из клиник. Когда люди видят, на что уходят пожертвованные ими деньги, то в следующий раз они помогают в два раза больше. Сегодня мы можем гордиться своей работой. Наша организация помогла прооперировать 611 детей, сделала ремонт в двух детских домах и продолжает различную поддержку школ-интернатов.

Никогда не думала, что занятие благотворительностью может доставлять такое удовольствие. У нас есть хороший пример нашей первой леди Мехрибан Алиевой, ведь до нее в нашей стране никто так активно, а главное, системно, на постоянной основе не посвящал себя оказанию помощи тем, кто в ней остро нуждается. Теперь многие известные персоны, состоятельные люди посещают детские дома, участвуют в благотворительных мероприятиях.

— Вы когда-нибудь обращались за помощью в благотворительные фонды? Например Фонд Гейдара Алиева?

— У нас сложились очень хорошие отношения с фондом, но мы никогда не обращались к ним за помощью. Я всегда считала, что обычные граждане должны тоже внести свою лепту в благотворительность. Нельзя все время ждать помощи от фонда, мы должны и сами сделать что-то значимое в этой жизни.

— Какие у вас планы на будущее?

— Планов много. Мы продолжим помогать детям с пороком сердца. Недавно по приглашению губернатора Тбилиси я побывала в грузинской столице, познакомилась с работой клиники JO AN. Это новая больница, своего рода американский госпиталь, где делают операции детям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Мы подписали договор с клиникой и теперь будем возить наших малышей на операцию в Тбилиси. Кстати, мы уже отправили на операцию в JO AN первого малыша. Примечательно, что это случилось в магический день — 11.11.2011 и новорожденному было всего 11 дней. Операция была успешной, малыш себя чувствует хорошо. Знаете, раньше мы оперировали детей в Киевском центре сердца, а также в клиниках Ирана. Грузия для нас новое направление. Грузинские медики пошли нам навстречу при проведении операций. Если мы сэкономим с операции каждого ребенка тысячу долларов, то спасем жизнь еще одному малышу.

В этом году мы взяли под опеку воспитанников детского дома в Сараи. В Центральной клинической больнице были прооперированы трое детей, страдающих параличом. Сегодня они уже ходят, посещают реабилитационный центр, где проходят различные процедуры. Еще недавно прошло благотворительное мероприятие: состоялся показ коллекции одежды дома моды «Аглямур». Продемонстрированная здесь одежда выставлена на продажу, а все вырученные средства пойдут на лечение 5-летней Фирангиз Ибрагимовой, страдающей потерей слуха. Накануне Нового года мы планируем провести еще один благотворительный вечер, средства от которого пойдут на лечение детей, больных пороком сердца.

А до конца года я очень хочу поехать в Сомали. Это было моей мечтой — построить там детский дом. Наша организация провела переговоры с руководством Сомали, нам сказали, что выделят место, на котором от имени Азербайджана можем построить детский дом. Для воплощения этой идеи мы обратимся ко многим азербайджанским компаниям и организациям. Это будет хорошая возможность показать всему миру, что Азербайджан — страна, которая никогда не оставит нуждающихся людей в беде.

— Наргиз ханым, вы мать троих детей. Как вы все успеваете?

— Кто-то может сказать, что я оставила своих детей и занимаюсь чужими. Но я всегда говорила — моих детей Бог бережет. Они знают, что хоть и поздно, но мама придет домой, поцелует их, обсудит произошедшие за день события. И она не занята пустыми, праздными делами. Увы, сегодня многие бездарно тратят свое время, особенно молодежь, которые не вылезают из клубов и ресторанов. Я призываю их к благотворительности, уверяю, им достаточно будет один раз поучаствовать в такой акции, чтобы понять, насколько важно то, что они сделали. Когда они увидят детей, которые обрели счастье благодаря их помощи, то и дальше захотят быть рядом с ними. 

Азербайджанские известия.- 2011.- 17 ноября.- С.1, 3.