Ради жизни на
Земле
Истощение озонового слоя грозит
человечеству непоправимой опасностью
Недавно в Баку при организационной поддержке компании «Новая Аризона» для представителей СМИ и неправительственных организаций состоялся семинар «Озоновый слой и его защита являются общечеловеческими проблемами». В нем приняли участие сотрудники Минэкологии и природных ресурсов и Национальной академии наук Азербайджана. С основным докладом «Озоновый слой и его проблемы» выступил профессор Института радиационных проблем НАНА Муслим Гурбанов.
Как известно, озоновый слой, этот тонкий газовый щит, защищает Землю от губительного воздействия определенной доли солнечной радиации, способствуя тем самым сохранению жизни на планете. Он простирается над Землей огромным покрывалом, уходящим в космос. По мнению специалистов, его истощение грозит непоправимой опасностью для всей биосферы, всего живого на Земле. Еще в 80-е годы ученые сделали открытие: в районе Антарктиды общее содержание озона уменьшилось в два раза. Именно тогда появилось название «озоновая дыра», расцениваемая в значительной степени как результат хозяйственной деятельности человека.
Наряду с глобальным потеплением климата именно эта экологическая проблема — сегодня самая актуальная для человечества. Для ее решения потребуются серьезные усилия всех стран. И именно об этом призван напомнить Всемирный день охраны озонового слоя, который отмечался в мире 16 сентября.
Дело рук человеческих
Решение ООН об учреждении такого дня неслучайно. Озона — газа, которым так замечательно пахнет во время грозы, в атмосфере совсем немного, одна молекула на 3-4 млн молекул компонентов воздуха. Однако для флоры и фауны планеты его присутствие необычайно важно. Ведь зародившаяся в океанских пучинах жизнь и смогла-то «выползти» на сушу только после того, как 600-800 млн лет назад сформировался озоновый щит. Поглощая биологически активное солнечное ультрафиолетовое излучение, он обеспечил его безопасный уровень на поверхности планеты.
Известно, что озоновый слой Земли, поглощающий биологически активное солнечное излучение и инфракрасные волны, идущие от поверхности нашей планеты, создает условия для существования всех живых организмов.
Сегодня проблема озона беспокоит очень многих, о ней наслышаны даже те, кто раньше знал о ней только из школьных учебников. И интерес к этой проблеме понятен, ведь речь идет о будущем человечества. Изменения в озоновом слое могут привести к ухудшению климата на планете, поднимется уровень Мирового океана, возрастет количество раковых заболеваний из-за увеличения ультрафиолетового излучения Солнца.
К сожалению, опасения ученых по поводу сокращения озонового слоя не беспочвенны. Впервые об опасных последствиях этого явления начали говорить еще в 70-е годы. Но тогда мало что было сделано, чтобы нейтрализовать надвигающуюся угрозу. Если бы в те годы ввели эффективные методы по ее предотвращению, то сегодня эта проблема не была бы так актуальна.
Разрушение озонового слоя в первую очередь связано с хозяйственной деятельностью человека, широким использованием различных химических веществ — таких, например, как фреоны, использующиеся в холодильной промышленности и в аэрозолях. Или окислы азота, которые образуются при ядерных взрывах и в камерах сгорания реактивных самолетов и ракет. Причем последнее особенно вредно, так как на больших высотах окислы азота живут очень долго. Применение большого количества минеральных удобрений тоже вредит озоновому слою. Дымовые газы электростанций вырабатывают миллионы тонн закиси азота в год.
Причем весь озон на планете находится как бы в сообщающихся сосудах, в одних районах он образуется регулярно, а в других — плохо, где-то он живет годы, а где-то секунды. Соответственно, если он исчезнет без компенсации в одном месте, то уменьшится и общий объем озона в мире. Отсюда и попытки найти глобальное решение проблемы.
Коварные хладагенты
В марте 1985 года появилась Венская конвенция, результатом которой было подписание Монреальского протокола. Основой его содержания было то, что человечество должно смириться с экономическими потерями ради дальнейшей жизни на Земле. Его результатом было соглашение о постепенном выводе фреонов из промышленного оборота.
Наша страна присоединилась к Венской конвенции и Монреальскому протоколу в 1996 году, а спустя два года, в 1998 году, при помощи зарубежных экспертов ПРО ООН и ГЭФ (Глобального экологического фонда) в Баку был создан Центр озона, который и начал реализацию проекта по замене хлорфторуглеродов (фреона-11 и 12) на альтернативные заменители-хладагенты R-134a и R-600 — на заводе холодильников «Чинар» и Сумгайытском компрессорном заводе. В течение пяти лет, до 2003 года, была проведена полная замена фреона на альтернативные источники холода, и теперь все наши «Чинары» выходят с охладителями, не содержащими озонразрушающих веществ (ОРВ). Как рассказал «Азербайджанским известиям» начальник отдела экологии и техники ГНКАР Магеррам Мехтиев, в течение пяти лет возглавлявший центр, следующим шагом Азербайджана по защите озона стали принятые перед мировым сообществом обязательства о прекращении импорта фреона в чистом виде. Но добиться поставленной задачи мы смогли лишь в январе 2006 года.
Сегодня для всех стран есть еще одна глобальная цель — полностью приостановить производство гидрофторуглеродов и подыскать заменители. Дело в том, что названные выше R-134a и R-600 как альтернативные фреону, давая большой парниковый эффект, ведут к изменению климата и все равно продолжают разрушать озоновый слой. Вот и получается, что сколько ни создавай альтернативы, все равно от побочного эффекта никто не застрахован. И теперь ученые задумались над тем, чтобы объединить озоновые конвенции с конвенциями по изменению климата.
Договориться не удалось
В конце декабря 2009 года в Копенгагене состоялась 15-я конференция ООН по изменению климата. Во встрече, которую некоторые СМИ окрестили «самым важным событием со времен окончания Второй мировой войны», принимали участие 15 тысяч делегатов, 45 тысяч активистов экологических движений и порядка ста мировых лидеров, включая Барака Обаму.
В течение двенадцати дней в столице Дании делегации из 192 стран на крупнейшем саммите, посвященном борьбе с последствиями глобального потепления, обсуждали вопросы изменения климата. Как известно, главной задачей встречи на высшем уровне была разработка нового документа взамен Киотского протокола, первого соглашения по климату, подписанного в 1997 году и вступившего в силу в 2005 году в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Обязательства по Киотскому протоколу взяли на себя 37 стран. Заметным исключением из этого списка являются США, которые подписали протокол в 1998 году, но спустя три года отозвали свою подпись. Не взяли на себя обязательств Китай и Индия.
По мнению экспертов, саммит в Копенгагене должен был стать поворотным моментом в истории глобального потепления. Поскольку у всех участников форума была общая цель — сохранить планету Земля, все были уверены, что договориться удастся. Даже несмотря на то, что спасение климата мировой экономике обойдется дорого. По сути речь шла о новой системе: переводе промпредприятий на другие виды топлива, использовании вместо угля и нефти альтернативных источников — энергии ветра, воды, воздуха, солнца. Старые заводы необходимо либо перестроить, либо закрыть. И все это стоит миллиарды долларов. Но договориться, как известно, не удалось: жертвовать своим сегодняшним экономическим развитием во имя будущих благородных целей пока мало кто спешит. А у развивающихся стран просто не хватает средств, чтобы перейти на «зеленые» рельсы. Но капля, как известно, камень точит. И Всемирный день охраны озонового слоя для того и был учрежден, чтобы напомнить — делать-то все равно что-то надо, если хотим сохранить жизнь на Земле.
Галиа AЛИEВА
Азербайджанские
известия.- 2011.- 23 сентября.- С.2.