Человек Космоса 

 

25 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения

композитора Дмитрия Шостаковича

 

 

Дмитрий Шостакович — величайший композитор-гуманист ХХ века, искусство которого стало своеобразной летописью жизни страны под названием СССР и тех страшных испытаний, которые были уготованы ее народу. Ибо Шостакович был не только гениальным музыкантом, но и великим человеком.

Прошедший ХХ век вошел в историю как век величайших озарений человеческого разума, гениальных открытий, перевернувших мир, и в то же время стал веком страшного насилия, преступлений против человечности. В такой обстановке, ежечасно угрожающей самому физическому существованию художника, в ужасающих тисках морального прессинга, Шостакович не сломался, выстоял и создал великие творения во славу человеческого духа.

Вот как он определял цели и задачи творчества: «Я пишу музыку. Кто хочет слышать — услышит. В ней все сказано. Она не нуждается в исторических комментариях. Любые слова о музыке, в итоге, менее важны, чем сама музыка. Я с ужасом смотрю на людей, для которых комментарии к симфонии важнее, чем сама симфония. Главное для таких, чтоб было больше смелых слов. Самое настоящее извращение все это. Мне не нужны смелые слова по поводу музыки. А нужна смелая музыка. Правдивая. Надо писать так, чтобы возможно большее количество порядочных граждан своей и других стран его музыку узнало и приняло. И через это поняло его страну и его народ. В этом я вижу смысл сочинения музыки…»

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — художник-мыслитель, музыкант-гражданин — был одним из тех, кто воспел непобедимую стойкость человека, силу и красоту человеческого подвига во имя спасения и сохранения подлинно гуманистических идеалов. В то же время композитор с горечью предостерегал людей от заблуждений, в которые их вводят так называемые «гуманисты»: «Не верьте пророкам и светлым личностям. Обманут ни за грош. Делайте честно свое дело. Не обижайте людей, старайтесь им помочь. Не надо пытаться спасать сразу все человечество. Попробуйте сначала спасти хотя бы одного человека. Это гораздо труднее».

Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на музыку ХХ века. Его гениальные произведения — симфонии, оперы, квартеты, вокальные циклы, песни, инструментальные концерты, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям — определили яркий, неповторимый характер музыки своего времени. На протяжении полувека длилась творческая деятельность композитора. И хотя его земной путь завершился в 1975 году, творения Шостаковича продолжают оставаться непревзойденными образцами яркого индивидуального отражения в музыке самых глобальных событий ХХ века, выстраданных в мучительных раздумьях о судьбах страны, народа и отдельной человеческой личности.

Масштаб его творчества и его дарования поистине необъятен. «Это — человек Космоса. Горестный, страдающий и веселый. Описать его — все равно, что описать теорию относительности» — так сказал о Шостаковиче его ученик, композитор Борис Тищенко. А другой его выдающийся воспитанник, наш соотечественник Кара Караев, восхищенно отзывался о своем учителе: «Дмитрий Дмитриевич был той вершиной, на которую старались равняться многие. Он воистину был совестью нашей музыки». Воплощая в своих произведениях традиции русской и западноевропейской музыки, продолжая и «широко апеллируя» к наследию прошлых эпох (нельзя не назвать искусство Баха, Бетховена, Малера, Чайковского, Мусоргского, оказавших влияние на формирование творческих принципов и стилевых приемов композитора), Шостакович смог создать свой глубоко индивидуальный стиль и целый арсенал выразительных приемов и средств, по которым безошибочно можно узнать авторство великого создателя. Музыка Шостаковича, «отражая… важные стороны современности, в какой-то мере опережает ее».

Путь композитора в искусстве вовсе не был усыпан розами и безоговорочным признанием властей. С одной стороны, он был обласкан властью, занимал высокие посты в Союзе композиторов СССР, был удостоен всех почетных званий и наград, а с другой — в полной мере вкусил и резкие нападки критики, уничижительные обвинения в формализме. Чего стоили убийственно-разгромные критические статьи «Сумбур вместо музыки» об опере «Леди Макбет Мценского уезда» и «Балетная фальшь» о балете «Светлый ручей».

Скорбный список страданий и мучений, своеобразный мартиролог Шостаковича — это и ранняя смерть отца, необходимость думать о хлебе насущном, чтобы содержать и прокормить сестер и мать, подрабатывая тапером в кинотеатре, это зависть и интриги коллег, попытки власти втиснуть его творчество в удобоваримые, оптимистически-парадные рамки соцреализма. Это и отмена премьеры Четвертой симфонии, которая впервые прозвучала через долгих двадцать пять лет после своего создания. Ибо трагический характер ее, как и других его лучших произведений, не соответствовал, шел вразрез с общепринятым ура-патриотическим настроем советского искусства.

Его музыку называют «беззащитно искренней». Сам композитор говорил, что его произведения написаны кровью, так остро переживал он проблемы, которыми жила страна, и процессы, происходящие в обществе и мире.

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Первой учительницей музыки одаренного мальчика стала мать — талантливая пианистка, закончившая Петербургскую консерваторию. Увлечение композицией привело его в консерваторию, где он постигал не только азы сочинения музыки в классе М.О.Штейнберга, но и занимался дирижированием, а в 1919 году поступил в класс фортепиано известного педагога Л.В.Николаева. В 1923 году Шостакович закончил консерваторию как пианист, а в 1925-м — как композитор, представив в качестве дипломной работы Первую симфонию, сразу привлекшую внимание музыкантов в разных странах мира.

Как метко сказал Ираклий Андронников: «…музыка Шостаковича — это портрет его самого. И целого поколения. И времени. Не упрощенный, а во всех его сложностях. Все это — огромный мир чувствований и размышлений, без которых портрет времени был бы неполным… И радуешься, что Шостакович ни разу не повторил ни других, ни себя, что каждая нота выстрадана. Что всегда — с Первой симфонии — он был уже зрелым».

Первая симфония, собственно, и положила начало мировой известности Шостаковича. Этому же способствовала и его исполнительская деятельность, он концертировал как пианист, исполняя свои произведения. Вместе с группой советских музыкантов Шостакович в 1927 году принял участие в первом Международном конкурсе пианистов имени Ф.Шопена в Варшаве и был удостоен почетного диплома.

Но настоящее творческое кредо композитора составляют его пятнадцать симфоний. После Первой, Вторая (1927) и Третья (1929) симфонии были данью творческим экспериментам и поискам. Трагические Четвертая (1936) и Пятая (1937), посвященная, по словам композитора, «становлению личности», знаменуют творческую зрелость автора. В Шестой симфонии (1939) находит воплощение философская концепция преодоления тяжелого, мучительного осмысления трагических коллизий бытия к свету и радостному мировосприятию.

Знаменитая Седьмая симфония — Ленинградская (1941) — уникальное сочинение, подобно толстовскому роману, воссоздавшее грандиозную картину мира и войны и ставшее символом несгибаемости и непокоренности советского народа, ценой огромных жертв остановившего страшную человеконенавистническую машину истребления. В Восьмой симфонии (1943) — «высшей точке лирико-трагического симфонизма Шостаковича», продолжившей тему войны и испытаний, выпавших на долю человека, нашел выражение «жестокий талант» автора. Эта драматически напряженная величественная концепция отразила образ смерти, разгул зла, угрожающего и надменно издевающегося над гуманистическими идеалами, но показала и возможность мужественного противостояния и схватки с ним.

В Девятой (1945) и Десятой симфониях (1953) проявляется новый подход к симфоническому циклу и, в то же время, продолжается линия лирико-философского симфонизма. Одиннадцатая симфония — «1905 год» (1957) и Двенадцатая (1961), посвященная памяти В.И.Ленина, развивают принципы программного симфонизма. Новое прочтение жанра симфонии намечает Тринадцатая (1962), в основе пяти частей которой пять стихотворений Е.Евтушенко. Симфония предназначена для необычного состава, в ее исполнении участвуют солист (бас), мужской хор и оркестр. Эта броская плакатная музыка в новой форме раскрывает актуальные проблемы гражданской нравственности, ее главная мысль — протест « против всякого зла, насилия, всяческой неправды». Этой же высокой гражданской теме посвящена и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964, для баса, хора и оркестра на стихи Е.Евтушенко).

Работа над новой оркестровой редакцией опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, композитора, очень близкого по духу и необычайно почитаемого Шостаковичем, стала своеобразным стимулом для появления его новых сочинений. В 1962 году, когда композитор оркестровал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского, у него возник замысел своеобразного продолжения этого цикла. Так была создана Четырнадцатая симфония для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера и Рильке. Вечные темы любви, жизни и смерти находят необыкновенно тонкую, экспрессивно-трагическую трактовку в этом глубоко лирически окрашенном камерном цикле, в котором по-новому воплощается и кардинально меняется традиционная четырехчастная форма симфонии (она состоит из одиннадцати частей). Последняя, Пятнадцатая симфония (1971) — это как бы прощальный взгляд композитора на жизнь. Незадолго до смерти была написана Соната для альта и фортепиано.

Потрясающая по силе воздействия и глубине содержания, музыка Шостаковича продолжает свою жизнь и в новом веке. Бакинцы помнят, каким огромным событием в культурной жизни города стал посвященный столетию со дня рождения композитора шостаковичевский фестиваль в феврале 2006 года по инициативе великого маэстро Мстислава Ростроповича.

И он был не случаен. Традиции Шостаковича нашли свое яркое преломление и в азербайджанской музыке, прежде всего в творчестве его воспитанников, выдающихся азербайджанских композиторов — Джевдета Гаджиева и Кара Караева, который всегда подчеркивал роль Д.Шостаковича в своей творческой судьбе: «Я был и всегда буду благодарным учеником моего любимого учителя, общению с которым обязан всем тем, чего умею сегодня добиваться в музыке». 

 

 

Рейхан АЛИЕВА, музыковед

Азербайджанские известия.- 2011.- 28 сентября.- С.3.