Дан старт южному маршруту 

 

ГНКАР и NIGEC подписали пятилетний контракт на поставки азербайджанского газа в Иран

 

Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) и Иранская национальная компания по экспорту газа (NIGEC) подписали вчера долгосрочный контракт по поставкам азербайджанского газа в Иран. Соглашение было подписано в ходе однодневного визита в Баку министра нефти Ирана Сеида Магсуда Мирказеми, который был также принят президентом Азербайджана Ильxaмом Aлиeвым.

По условиям соглашения, рассчитанного на предстоящее пятилетие, в этом году в соседнюю страну будет поставлен 1 млрд кубометров газа, а в последующие годы объемы экспорта будут расти. Для этого предусмотрены реконструкция и расширение соответствующей газотранспортной инфраструктуры. Следует напомнить, что сотрудничество Азербайджана и Ирана в газовой сфере берет начало задолго до подписания данного соглашения. Именно благодаря этому сотрудничеству обеспечивается газом Нахчыванская Автономная Республика (НАР). Поставки топлива в НАР осуществляются по схеме замещения (swap): азербайджанский газ доставляется по трубопроводу в северные районы Ирана, который в свою очередь передает соответствующие объемы в Нахчыван. В 2010 году ГНКАР поставила в Иран с этой целью 328,5 млн кубометров газа.

Две страны связывает газопровод Газимагомед—Астара—Бинд-Бианд протяженностью 1474,5 километра, из которых 296,5 проходят по нашей территории. Это введенное в строй еще в советские годы (1971 год) ответвление трубопровода Газах—Астара—Иран. Когда Баку и Тегеран договорились увеличить экспорт азербайджанского газа, наряду с коммерческими изучались и технические стороны вопроса. Стало ясно, что для увеличения поставок газа в Иран сверх нынешних объемов в 1,3-1,5 млн кубометров в сутки потребуется реконструкция существующей газовой инфраструктуры. Госнефтекомпания Азербайджана уже завершила строительство компрессорной станции в Астаре, которая позволит перекачивать большие объемы газа на иранскую сторону. Завершена установка шести из десяти компрессоров, монтаж остальных будет произведен в течение года. Предусмотрена также реконструкция газопровода из Азербайджана в Иран.

В ходе визита в Азербайджан иранский министр провел встречи в Министерстве промышленности и энергетики и ГНКАР. Обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества в нефтегазовой сфере, а также совместные проекты с третьими сторонами. Во время встречи с главой Минпромэнерго Натигом Aлиeвым разговор шел о перспективах совместной разработки нефтегазовых месторождений, переработки нефти и газа, продажи углеводородов и обменных операций. Как известно, Иран неоднократно предлагал наладить поставки азербайджанской нефти через Персидский залив. Привлекательность этих операций обосновывается свопом и экономией на транспортировке — предлагаются поставки азербайджанской нефти на иранские перерабатывающие заводы и получение аналогичных объемов в Персидском заливе, откуда танкерами можно экспортировать сырье на мировые рынки.

По информации пресс-службы Минпромэнерго, стороны затронули также вопросы сотрудничества в нефтехимии, возможные совместные проекты в этой отрасли. На встрече была высказана интересная идея о создании Энергетического банка для финансирования совместных проектов в сфере топлива и энергетики. Но данный вопрос находится в зачаточном состоянии, только в виде идеи, и требует более детальной проработки специалистами, подчеркнули в ведомстве. Были затронуты также вопросы использования альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Значимость нынешнего визита иранского министра обусловлена еще и тем, что он является действующим главой ОПЕК с этого года. Причем Иран возглавил эту организацию после 36-летнего перерыва, последний раз страна председательствовала в ОПЕК в 1974 году. Азербайджан не является членом организации нефтеэкспортеров. Вместе с тем, наращивая поставки своих энергоресурсов на мировые рынки, Азербайджан должен отслеживать мировые тенденции в области нефтеторговли, которые во многом определяются ОПЕК. Целями организации являются координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран-участниц, поддержание стабильных цен на нефть, обеспечение бесперебойных поставок ее потребителям, получение отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Примечательно, что визит иранского министра почти совпал по времени с визитом главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, который прибывает сегодня в регион для обсуждения энергосотрудничества и вопросов поставок каспийского газа в Европу. Накануне визита Баррозу в европейской прессе ежедневно публикуются материалы о поддержке Еврокомиссией «Южного коридора» и, в частности, проекта строительства газопровода Nabucco. Как сообщает официальный сайт ЕС, глава Еврокомиссии на брифинге сообщил, что во время визита в Баку 13 января он с президентом Ильxaмом Aлиeвым подпишет совместное заявление по проекту «Южный коридор».

Иран неоднократно заявлял, что без его участия проект Nabucco не имеет смысла, так как только иранский газ может создать достаточную ресурсную базу для этого газопровода. Однако участникам проекта пришлось отказаться от иранского газа после введения санкций в отношении ИРИ из-за ядерной программы этой страны.

В свою очередь официальный Баку периодически обвиняет Еврокомиссию в бездействии и задержке реализации проектов по поставкам газа в Европу по «Южному коридору». Руководство страны неоднократно заявляло о том, что рынок для азербайджанского газа есть на севере и на юге, если вопрос по поставкам в Европу будет затягиваться. И, судя по всему, пока ни одного контракта на поставки газа со второй стадии разработки месторождения «Шахдениз» не подписано, интрига вокруг данного вопроса будет продолжаться. 

 

 

Кямаля МУСТАФАЕВА

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 13 января. – С. 2.