Кого любит работа? 

 

Квалифицированные кадры по-прежнему днем с огнем не сыскать

 

Главное управление занятости (ГУЗ) Министерства труда и социальной защиты намерено увеличить количество мини-трудовых ярмарок в этом году. Как отмечает замначальника ГУЗ Шахбаз Халафов, в целом проведение в прошлом году в Баку итоговых трудовых ярмарок в новом формате оправдало ожидания.

«В декабре 2010 года мы провели три итоговые мини-ярмарки с участием работодателей районов столицы, — рассказывает Шахбаз Халафов. — Окончательные цифры пока не готовы, но, судя по откликам, они прошли успешно. Поэтому в 2011 году мы продолжим эту кампанию». В общей сложности в 2010 году по стране было проведено 58 трудовых ярмарок и 15 мини-ярмарок. Между тем анализ ситуации на рынке труда говорит о наличии структурной безработицы в стране. По ряду позиций ее реальный уровень достигает 8,6%, по другим — 13-14%. Если же послушать, что говорят работодатели, то расклад выходит совершенно иной: хорошие кадры днем с огнем не сыскать . Сплошные парадоксы…

Любое дело нуждается в образованных, инициативных, исполнительных, опытных работниках. В общем, профессионалов. Кого же предлагает работодателям Государственная служба занятости? По статистике, азербайджанский безработный — это человек (чаще женщина) в возрасте от 30 до 49 лет, чаще без опыта работы, высшего образования и знания языков. У некоторых нет школьного аттестата. Интересно, что может заставить руководителя, пребывающего в здравом уме, взять на работу такого человека? Нет, если речь идет о вакансии посудомойки в ресторане — пожалуйста, но на ставку со средней зарплатой выше 300 манатов, — извините.

Но государство в лице Госслужбы занятости как раз трудно в чем-то упрекнуть — кое-что оно делает для исправления этой ситуации: есть бесплатные курсы английского языка, профессиональной переориентации и прочие программы помощи безработным. И все же найти нужного профессионала — проблема. На нехватку кадров жалуются почти все предприниматели, с которыми мы общались по данной теме. Претензий несколько.

Первая. Хорошего специалиста, знающего свое дело, найти непросто. А ведь ищут, надо заметить, везде. И по знакомым, и по рекрутинговым агентствам, и у конкурентов. Последний случай — наиболее распространенный, поскольку метод переманивания хорошего работника, как правило, оправдывает затраченные на него средства. Вторая. В целом низкая квалификация рабочей силы. Большинство работодателей уверены, что образование, полученное при советской системе, не отвечает нынешним требованиям рынка. Это особенно касается инженеров. А современные вузы плодят специалистов-теоретиков, которые вообще не приспособлены к реальной работе. То есть сегодняшнее образование не ориентировано на бизнес. При этом финансовых амбиций вчерашним студентам не занимать: зарабатывать хотят много и сразу. «А сколько я буду получать?» — один из первых вопросов новоиспеченного специалиста. И третье. Отток высококвалифицированных работников в более привлекательные в отношении зарплаты страны. Что тут скажешь? Хороший специалист тоже считать умеет. И если за аналогичный труд в Европе ему предлагают зарплату в 5-8 раз большую, чем у нас, то он не только сам уедет, но и семью свою увезет. Но уезжают не только умные. Попробуйте убедить вчерашнего студента поработать на производстве за 200 манатов в месяц, если сборщик апельсинов может получить столько же за неделю.

По мнению председателя Центра содействия экономическим инициативам Азера Мехтиева, экономика страны укрепляется. Соответственно меняются конъюнктура на рынке труда и требования к рабочим. Факторов, которые стимулировали бы приток рабсилы, нет: мы не настолько богаты, чтобы в массовом порядке привлекать кадры, но и не настолько дешевы для того, чтобы переманивать к себе иностранного безработного. То есть мнение об Азербайджане как о стране с дешевой рабочей силой — не более чем миф.

«Самое главное — нужно понять: Азербайджан не является конкурентоспособной страной по критерию дешевизны рабочей силы. И те зарубежные компании, которые будут приходить сюда в расчете на это, потерпят крах. Мое мнение: отток специалистов из страны будет — это нормально для переходной экономики. Но ведь все не уедут. Во-первых, бизнес просто будет сам заинтересован платить соответствующую зарплату и инвестировать не только в свое производство, но и в персонал. И, во-вторых, человек должен понимать, что если он захочет вернуться обратно, это будет не так просто сделать. Его место будет занято. Бизнес решит эту проблему», — говорит эксперт.

По его мнению, проблема оттока рабсилы не так страшна. Едут ведь в основном молодые люди, которые хотят не только повысить свою квалификацию, но и посмотреть мир. В Ирландии в свое время тоже были такие процессы. Но через 10 лет люди стали возвращаться, чтобы развивать свою страну. Проблема в том, что мы ничего не делаем для того, чтобы удержать своих людей на месте. Вот взять хотя бы проблему инфраструктуры. Если человек живет в Баку, а ему предлагают работу в Ширване за 500 манатов в месяц, то он чаще всего отказывается: а как он будет туда добираться? Вот и получается, что мы не используем тот рынок труда, который у нас уже есть. Нет сбалансированного подхода к проблеме. И это сегодня то главное, что должно нас волновать. 

 

 

Руфат АСКЕРОВ

 

Азербайджанские известия. – 2011. – 13 января. – С. 3.